2 сентября в Общественной палате РФ проходило «нулевое» чтение предложенного Минтрансом законопроекта, который закрепляет за авиакомпаниями возможность продавать билетов на рейс больше, чем можно перевести пассажиров в самолете (так называемый овербукинг). Предложение нашло поддержку у перевозчиков, представителей Высшей школы экономики и в Ассоциации туроператоров России. Эксперт НПЦ «Аэропрогресс» Александр Фридлянд считает, что овербукинг снизит стоимость авиаперевозок для граждан:

— В продаже билетов, превышающих количество мест в самолете, заинтересованы не только авиакомпании, но и пассажиры.

Согласно законопроекту, если пассажиру не достанется места в самолете, авиакомпания обязана будет предложить ему альтернативный рейс до пункта назначения и компенсацию, а если его этот вариант не устроит – вернуть деньги за билет и выплатить компенсацию. Размер последней, по предварительной информации, фиксированный и будет зависеть от времени задержки вылета. Суммы же министерство предлагает следующие: от 12 тыс. рублей, если вылет задержался на 2 — 6 часов, до 28 тыс. рублей, если рейс задержался более чем на сутки.

По данным «Аэрофолота», если продажа «лишних» билетов будет легализована, выручка компании увеличится на 7% в год. А вице-президент Ассоциации туроператоров Дмитрий Горин сообщил, что инциденты, когда пассажиры не попадают на рейс из-за того, что билетов в самолет продано больше, чем мест в салоне, распространены и сейчас, но решаются только в суде. По его словам, законопроект только закрепит выплату компенсаций пассажирам.

Однако в Общественной палате и Союзе потребителей считают: компенсационная выплата не компенсирует потерянного времени и морального вреда, так как в случае невозможности вылета по оплаченному билету человек может пропустить важное событие, например, срочное посещение врача.

— Стоит обратить внимание, что положения документа противоречат Конституции РФ в части ограничения прав пассажиров, — отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

К тому же эксперты Общественной палаты полагают, что законопроект Минтранса содержит ряд коррупционных факторов — существует серьезный риск появления «серых» схем бронирования авиабилетов.