2 февраля 2016 года в Тюменской межрегиональной организации профсоюза работников жизнеобеспечения состоялось заседание Пленума с вопросом: «Социальное партнерство и коллективно- договорное регулирование трудовых отношений – основа участия Профсоюза жизнеобеспечения в современных преобразованиях ЖКХ».

Участие в заседании Пленума приняли:

Директор Департамента ЖКХ ТО Перевалов П.А., Лазаренко А.К. -исполнительный директор «Союза объединения работодателей Тюменской области».

С основным докладом выступила Задорина Ф.Ю.

…Одним из важнейших показателей нормальных социально-партнерских отношений в предприятии является коллективный договор. При достаточно нестабильной экономической ситуации, наличие коллективного договора, заключенного между работником и работодателем по инициативе профсоюзного органа дает некую стабильность. После проведенной реформы ЖКХ мы потеряли очень большое количество членов профсоюза и членских организаций. Большие управляющие компании разбились на многочисленные ООО и ТСЖ с малой численностью. В таких предприятиях очень сложно создавать профсоюзные организации и заключать коллективные договоры. Отсутствие коллективного договора влечет за собой социальную напряженность в трудовом коллективе. Все прекрасно понимают, что ТК РФ регламентирует значительную часть трудовых отношений между работодателем и работниками, и как любой законодательный акт, устанавливает общие положения при взаимодействии работодателя и работника. В ТК РФ более 40 статей ссылаются на коллективный договор, что свидетельствует о том, что в сфере регулирования трудовых отношений именно главная роль принадлежит развитию договорных отношений между работодателем и работниками, который также соответствует мировой практике.

Зачастую на вопрос, почему нет в организации коллективного договора, можно услышать формальный ответ: «А никто не вышел с инициативой по заключению колдоговора. Значит работникам это не нужно». Именно, в данном случае, о работниках должна заботиться и думать профорганизация, беря на себя инициативу по решению социально-партнерских отношений путем заключения коллективного договора в соответствии со ст. 30 ТК РФ.

В случае отсутствия инициативы со стороны работников, работодатель на основании статьи 36 ТК РФ и трехстороннего соглашения должен сам выступить инициатором начала переговоров. И т.д.

Ее доклад продолжил директор Департамента ЖКХ ТО Перевалов П.А.

В целях оптимизации работы по коллективно-договорному регулированию трудовых отношений, а также методическому сопровождению норм трудового законодательства и защиты трудовых интересов работников отрасли ЖКХ Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в адрес Глав муниципальных образований направлены рекомендательные письма (исх. № 1967/ 15 от 02.04.15г) по вопросу заключения коллективных договоров в муниципальных унитарных предприятиях ЖКХ, а также разъяснением положительных моментов при заключении коллективного договора и макет коллективного договора в соответствии со статьей 41ТК РФ.

По итогам работы Департаментом проведен мониторинг заключения коллективных договоров. По состоянию на 01.09.2015 года из 36 МУП 31 предприятие заключило коллективные договоры (8 МУП воспользовались макетом коллективного договора Департамента), у 5 МУП заключение коллективного договора на этапе подготовки к регистрации. Кроме того, в 25 организациях ЖКХ частной формы собственности, заключены коллективные договоры с работниками, 4 воспользовались макетом Департамента.

29 сентября 2015 года Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области совместно с Тюменской межрегиональной организацией профсоюза работников жизнеобеспечения проведено видеосовещание с Главами администраций муниципальных образований, а также руководителями ресурсоснабжающих организаций Тюменской области.

В ходе совещания участникам было озвучено, что охват организаций ЖКХ коллективными договорами составляет 45%. По итогам совещания руководителям организаций рекомендовано активизировать работу по заключению коллективных договоров на предприятиях жилищно-коммунальной сферы вне зависимости от формы собственности, а также рассмотреть возможность создания первичных профсоюзных организаций.

Кроме того, Департаментом в адрес Глав МО направлены письма (от 30.10.2015г) в которых разъяснены наиболее важные и актуальные моменты при составлении проекта коллективного договора.

По результатам проведенной работы Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области осуществлен повторный мониторинг заключения коллективных договоров. По состоянию на 01.02.2016 года из 122 предприятий ЖКХ различной формы собственности в 84 фактически заключен коллективный договор, а в 21 организации планируется его заключение.

Ту работу, которую провели в 2015 году не прорыв, но определенные подвижки видны, поэтому в 2016 году работу по заключению коллективных договоров на предприятиях продолжим. Живем в таких условиях, что любое предприятие распоряжается теми ресурсами, которые находятся на предприятии, на сегодня, они испытывают большие финансовые затруднения. От труда рабочих зависит материальное благополучие организаций. ЖКХ очень сильно завуалировано нормативно-правовой базой. Документы не дают нормально работать, приходится руководителям выживать, крутиться. Фирдауз Юрьевна является членом общественного совета, и важно в рамках этого совета продвигать ваши предложения.

Лазаренко А.К. — Исполнительный директор «Союза объединения работодателей Тюменской области».

Уважаемые социальные партнеры! Работодатели резко поменяли курс. Раньше работодатели пытались подменять первичные профсоюзные организации, создавая совет трудового коллектива (СТК). СТК действовал короткий период, так как не имел членства и не мог повлиять на какие-то решения руководителя. В данный период на предприятии создаются профсоюзные организации, которые имеют не только совещательный голос, но и решающий. Сейчас трехсторонняя комиссия работает над социальными отношениями. Правовая система наполняется быстро, но суть не меняется. ЖКХ проявили инициативу по созданию рабочей группы по внедрению системы профессиональных квалификаций ЖКХ РФ. Работаем целенаправленно, большое внимание уделять будем профстандартам. Оценивать профстандарты будут представители органов власти, работодатели и профсоюзы. Раньше были очень хорошие органы – производственные советы. Члены совета участвовали в непосредственной работе, составляли рекомендации и вносили предложения по совершенствованию производственной деятельности. Надо к ним снова возвращаться.

В последнее время нас заставляют, чтобы мы восстали против взносов на капитальный ремонт. Но судите сами, когда понадобятся деньги на капитальный ремонт, управляющая компания, или ТСЖ могут их взять со счета и правильно потратить. Надеемся, что деньги будут распределены правильно.

Новое движение «В защиту человека труда!». Зачем его создали, если есть профсоюзы. Они умеют договариваться и знают, что делать дальше.

Также Задорина Ф.Ю. коснулась вопроса по профстандартам.

В настоящее время проводится большая работа по разработке отраслевой рамки квалификаций и профессиональных стандартов. Для решения этих вопросов создан Отраслевой совет при «Союзе коммунальных предприятий», куда входит и общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения.

Профессиональный стандарт- это характеристика квалификаций, необходимая работнику для осуществления профессиональной деятельности. В нашем случае оказание коммунальных услуг населению Профстандарт применяется работодателем при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при обучении, аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, установлении системы оплаты труда и т.д.

Пленумом принято решение продолжить работу по активизации социально-партнерских отношений между профсоюзом работников жизнеобеспечения, Департаментом ЖКХ ТО, «Союзом объединения работодателей ТО». Практиковать проведение видеосовещаний с главами Управ и руководителями предприятий ЖКХ по усилению коллективно-договорного процесса.