Тюменцы включились в борьбу за присвоение родному городу почётного звания «Город трудовой доблести». В Общественной палате региона уверены: главное даже не само звание, а увековечение памяти о тружениках тыла, наравне с бойцами ковавших победу. Именно сохранению памяти о героическом прошлом родного края была посвящена значительная часть заседания Общественной палаты Тюменской области.
«Историческая память — за деньги»
Геннадий Иванов, член палаты, сопредседатель Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России», предваряя обсуждение, отметил, что Тюмень, безусловно, заслужила звание Города трудовой доблести. Её жители, даже самые юные, дневали и ночевали в годы войны у станков, проливая пот и поставляя на фронт торпедные катера и десантные планеры, пистолеты-пулемёты системы Шпагина и миномёты, снаряды, гранаты и мины, фанеру и лыжи, валенки и тулупы.
— К сожалению, большинства этих заводов уже нет, — подчёркивает Геннадий Иванов. — На месте легендарного завода строительных машин, возникшего на базе эвакуированных в Тюмень Одесского завода строймеханизмов и Дмитровского экскаваторного, вырос торгово-развлекательный центр «Гудвин». И ничего не напоминает сейчас в нём о прошлом.
Точно так же были уничтожены все следы и Тюменского станкостроительного завода, основанного ещё в 1901 году Николаем Машаровым. Новые владельцы в погоне за прибылью проигнорировали требования общественности сохранить хотя бы самый старый, ещё дореволюционный цех, создав в нём по примеру Екатеринбурга и других продвинутых городов музей промышленности. Чего уж говорить про военную историю этого завода, приютившего в 1941-м 78 специалистов «Красного экскаваторщика» из Киева!
Да, нынешним летом — к 75-летию Победы и 434-й годовщине Тюмени — в областном центре создали сквер Якова Неумоева с памятником Герою Советского Союза и мемориалом «Мы победили», где представлены 27 стел, символизирующих работавшие на нужды фронта тюменские предприятия.
— Но знает ли кто даже из присутствующих в этом зале, где размещались эвакуированные из Киева гальваномеханический завод и «Цепи Галля»? — вопрошает Геннадий Иванов. — Мы скоро сами забудем об их существовании. Ведь там нет даже элементарных памятных знаков. А знает ли кто-нибудь, что на месте нынешнего офиса «Ростелекома» располагался военкомат, из которого уходили на фронт тюменцы «с бритыми навечно головами»? Долгие годы пытаемся добиться от администрации города установки здесь хотя бы информационного щита с фотографиями казарм и здания военкомата. Ничто не указывает и на то, что в отреставрированном особняке купца Александра Россошных находился штаб формировавшейся в Тюмени 368-й стрелковой дивизии.
Не обошёл Геннадий Иванов стороной и коммерциализацию исторической информации. В Государственном архиве за данные об одном из эвакуированных в Тюмень предприятий с ветерана сразу же запросили 6 тысяч рублей. «И при этом на всех парадах Победы бьём себя в грудь, что мы патриоты!» — завершил эмоциональное выступление соучредитель «Бессмертного полка».
«Помнить — значит знать!»
В продолжение темы Юрий Андреев, ветеран ныне не существующего Тюменского ордена Отечественной войны I степени судостроительного завода, напомнил членам Общественного совета о проведённом 1 сентября главой государства открытом уроке для старшеклассников всей страны «Помнить — значит знать!», который был посвящён 75-летию Победы. На этом уроке Владимир Путин произнёс ключевую фразу: «Сохранение памяти — государственная задача». По сути президент сформулировал обязательное для исполнения поручение.
О том, как относятся к сохранению памяти, многое в своём выступлении сказал Геннадий Иванов. Юрий Андреев, без малого полвека после окончания кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института отработавший на Тюменском судостроительном заводе, в том числе и главным технологом, дополнил речь единомышленника личным примером борьбы за сохранение памяти о родном предприятии.
Юрий Андреев, на митинге, посвященном открытию мемориала с именами судостроителей и торпедным катером «Комсомолец».
Судостроительный завод почти со столетней историей был продан, что называется, с молотка в 2011-м.
В 90-е Судостроительный завод переживал не лучшие времена
Представитель группы компаний «Дом», выложившей за 43 гектара земли 773 миллиона рублей, публично заявил тогда о намерении снести не только все производственные цеха, но и мемориал «Судостроителям, отстоявшим Отечество ратными и трудовыми подвигами». Ветераны буквально грудью встали на защиту мемориала, подключив органы исполнительной власти, депутатов Тюменской областной Думы и региональное отделение «Единой России».
Всем миром они не только сохранили память о заводе, который до начала 1990-х продолжал работать на оборону страны, выпуская наряду с гражданскими судами средства доставки крылатых ракет к месту запуска. Два года назад в сквере Петра Потапова, Героя Социалистического Труда, на протяжении трёх десятков лет возглавлявшего предприятие, был открыт обновлённый мемориал с именами судостроителей и торпедным катером «Комсомолец» на постаменте. За годы Великой Отечественной войны наш судостроительный завод на мощностях эвакуированных в Тюмень Ленинградского, Московского, Керчинского, Херсонского, Рыбинского и Зеленодольского заводов произвёл 165 таких катеров. А ещё тюменские судостроители производили полупонтоны, корпуса мин и боеголовок реактивных снарядов для «Катюш». Не случайно Государственный комитет обороны передал заводу своё переходящее Красное знамя на вечное хранение, а 341 работник предприятия был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
На других заводах таких энтузиастов, к сожалению, не нашлось. На территории бывшего «Строймаша» владельцы «Гудвина» без особого сожаления просто снесли мемориал не вернувшимся с войны заводчанам. А книги почёта завода автотракторного электрооборудования (он был создан в 1941-м на базе эвакуированных в Тюмень Московского, Ленинградского и Калужского заводов) при ликвидации были просто выброшены на свалку. Не лучше ситуация и в других городах региона.
«Без поддержки не справиться»
Юрий Андреев и Геннадий Иванов предложили разработать региональную программу по сохранению памяти о трудовом подвиге тюменцев. В числе первоочередных задач, по мнению активистов, является создание максимально полной электронной базы тружеников тыла с указанием мест их работы и полученных наград, а также предприятий с их историей, содержащей архивные фотографии и информацию о работниках и выпускаемой продукции. Все эти сведения должны будут находиться в абсолютно открытом доступе на специально созданном интернет-портале. Кроме того, на месте всех предприятий, работавших для фронта, предстоит установить памятные знаки с доступом посредством QR-кода к собранной информации.
Владислав Чернов, председатель комитета по делам национальностей Тюменской области, тут же заявляет о нецелесообразности разработки отдельной региональной программы. Их и так у нас уже около трёх десятков — от сохранения и использования объектов культурного наследия и повышения безопасности дорожного движения до развития потребительского рынка и защиты прав потребителей. Наиболее рационально было бы встроить всю эту работу по сохранению исторической памяти в одну из существующих программ.
— Главное, чтобы дело было сделано, — соглашается с предложением Геннадий Чеботарёв, председатель Общественной палаты Тюменской области. — Необходимо организовать всю эту работу, поставив её на системную основу.
В общее дело вполне могут встроиться гражданские активисты. В частности, Елизавета Кунгурова из Тюменского общественного объединения детских и пионерских организаций «Ребячья республика» недавно выиграла президентский грант почти в 270 тысяч рублей на реализацию проекта «Индустрия Победы». Он призван привлечь старшеклассников к сбору информации об эвакуированных в Тюмень заводах и работавших на этих предприятиях тюменцах. С последующим размещением информации в социальных сетях и на интернет-сайтах. Фонд президентских грантов выделяет немалые деньги на сохранение исторической памяти.
Ольга Ройтблат, член Общественной палаты Тюменской области, сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта, ректор Тюменского института развития регионального образования, подчёркивает, что одного сбора информации явно недостаточно. Для того чтобы сохранить историческую память в наших детях, прежде всего необходимо научить учителей.
— Заявленная тема по сохранению исторической памяти действительно чрезвычайно многогранна, — подводит итоги обсуждения Геннадий Чеботарёв. — Её можно развивать до бесконечности. Нам самим необходимо формировать конкретные проекты, получать президентские гранты, привлекать партнёров. Но без заинтересованной поддержки правительства Тюменской области нам не справиться.
Андрей Фатеев, «Тюменские известия»