Ф Н  П  Р

 

ТЮМЕНСКОЕ  МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ    

 ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ  СОВЕТ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

С О В Е Т

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

26.04.2007 г.                                      г. Тюмень                                          № 5-2

 

 «О  реализации  профсоюзными  организациями

 Тюменской    области  решения  Совета Облсовпрофа

 от  05.12 2002г.  по  увеличению  заработной  платы

 и  росту  тарифной  части  в  ней».

 

 

Заслушав и обсудив доклад Председателя ТМООП «Тюменский областной совет профсоюзов»  «О  реализации  профсоюзными  организациями  Тюменской    области  решения  Совета  Облсовпрофа  от  05.12 2002г.  по  увеличению  заработной  платы  и  росту  тарифной  части  в  ней» Совет Тюменского межрегионального объединения  организаций  профсоюзов отмечает:  

 Сохраняющийся на протяжении последних лет экономический рост создает благоприятные условия для значительного повышения доходов работников. Однако, несмотря на существенные темпы роста реальной заработной платы, уровень оплаты труда большинства работников не отвечает параметрам достойного труда и не соответствует справедливой его оценке.

 Реальная ситуация с системами установления заработной платы и ее уровня в секторах экономи­ки, где пока не работают профсоюзы, демонстрирует серьезные нарушения трудового законодательства, отсутствие госу­дарственного контроля за его исполнением, что серьезно влияет на общую ситуацию в области обоснованного уровня и справед­ливых систем оплаты труда.

Воздействие государства на регулирование трудовых отношений в  реальном    секторе экономики практически прекратилось.

  Основные вопросы оплаты труда -  формирование средств, направляемых   на      выплату   заработной   платы,  распределение    этих    средств    между    работающими,    применение    систем материального стимулирования передано на уровень предприятий и организаций.

Рыночные же механизмы не могут отрегулировать выплату заработной платы на достойном уровне: она до сих пор не соответствует рыночным отношениям и остается крайне низкой.

Заработная плата - это основная составляющая доходов, от которой зависит уровень жизни работников и членов их семей.

Достойная заработная плата создает наиболее благоприятные условия для повышения производительности труда и эффективности производства.

Социально неприемлемым является и чрезмерно высокий разрыв в заработке работников между отраслями, регионами и предприятиями одной отрасли.

Слабо внедряются государственными органами механизмы, обеспечивающие резкую легализацию заработной платы во внебюджетном секторе экономики, что приводит к сговору работодателя и работника к получению зарплаты в конвертах и невозможности проведения контроля ни  трудовых отношений, ни отчислений на пенсию.

Важную роль в качестве определенного уровня гарантии в оплате труда играет минимальный размер оплаты труда.

Однако на минимальную зарплату, установленную в  России,  возможно, существовать лишь на нищенском уровне.

Нынешний размер  МРОТ уже дав­но преодолен в экономике, а отсутствие соответствующего законодательного решения о повышении минимального размера оплаты труда до декабря 2008 года недобросовест­ные бизнесмены исполь­зуют для того, чтобы не платить налоги.

Проводимая на практике политика доходов населения, основанная на сдерживании заработной платы большинства работающих по найму, особенно   ее    минимального   размера,   провоцирует широкомасштабную бедность работающих, дефицит бюджетных и страховых ресурсов на обеспечение достойной старости и средств на социальную поддержку людей с ограниченными способностями к труду.

   Профсоюзы,  отвечая на теоретические споры экономистов о том, должно или нет государство в рыночных усло­виях регулировать экономические процессы, включая и заработную плату - отвечают да: должно, и его роль следует усиливать. Главная задача профсоюзов  настойчиво вовлекать государственные и местные органы в процесс принятия нужных законов по оплате и стимулирования труда.

Практика свидетельствует о ряде серьезных упущений в работе областных организаций профсоюзов, в том числе  и первичных профсоюзных организаций в борьбе, как за общий уровень заработной платы, так и за справедливость ее установления: тарифная часть заработной платы в большинстве случаев не соответствует своей социальной функции - воспроизводство рабочей силы, особенно квалифицированной, в структуре заработной платы. Не всеми организациями выполняются обязательства областного трёхстороннего соглашения по установлению тарифной части заработка не ниже 50-70% от общего заработка. Растет число и размеры различного рода доплат за дополнительные условия, что свидетельствует о росте уровня эксплуатации работников.

Только  в  1/3 отраслевых  Соглашениях членских организациях ТМООП «Тюменский Облсовпроф» указана  доля  тарифа  в  заработной плате.  Некоторые  носят  рекомендательный  характер.  Но  даже  если  она  и  отражена  в    отраслевом  Соглашении,  то  порой  не  прописывается  в  коллективных договорах.

В борьбе за достойный уровень заработной платы наибольшую значимость приобретает переговорная система регулирования трудовых отношений, а также разработка и внедрение в отраслях и регионах социальных стандартов оплаты труда.

Вопросам тарифного регулирования, нормирования, определения квалификационных разрядов уделяется крайне незначительное внимание при переговорах по оплате труда, они практически отданы на откуп предпринимателям.

Значительная часть  отраслевых соглашений переориентирует решение задач по установлению дополнительных, по сравнению с законодательством, гарантий по оплате на уровень коллективных договоров. В то же время меры по эффективному контролю выполнения даже прописанных в соглашениях и договорах норм отсутствует.

Практически не используются в переговорных кампаниях протестные акции, забастовки и другие предусмотренные законодательством активные формы защиты прав и интересов членов профсоюзов.

Все это демонстрирует недостаток согласованности в деятельности профсоюзов области разного уровня, отсутствие или низкую эффективность организационных механизмов по обеспечению повышения заработной платы и гарантий в сфере оплаты труда.

В целях решения первоочередных задач по обеспечению достойной заработной платы на коллективно-договорной основе

 

Совет ТМООП «Тюменский Облсовпроф  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Обратиться к Правительству РФ, в государственную Думу  с предложениями о внесении изменений в законодательство, касающихся:

 

создания правового механизма юридической ответственности сторон социального партнёрства за выполнение принятых решений трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

законодательного установления регулирования доли чистого дохода, направляемого на формирование заработной платы и развитие производства;

сохранения государственных гарантий действующих выплат по районным коэффициентам и надбавкам к заработной плате и восстановления государственных гарантий по выплате процентной надбавки к заработной плате молодежи с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет;

введения дифференцированной шкалы налогового обложения на доходы физических лиц с освобождением от подоходного налога граждан, имеющих доход  ниже прожиточного минимума;

разработки обоснованных нормы труда, способствующие полному возмещению затрат рабочей силы, и на их основе установления зависимости заработной платы от производительности труда;

ежегодного рассмотрения вопроса об увеличении доли тарифной составляющей в структуре заработной платы, как гарантированной части заработной платы, до 70%;

разрешения  представлять  интересы  работодателей  не  только  объединениям  работодателей,  но  и  при  наличии  соответствующих  функций  в  их  действиях  другим  формам  объединений  работодателей.

 

В   целях  контроля  за  исполнением  норм   Трудового  кодекса
Российской Федерации в части формирования заработной платы обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:

регулярно - 1 раз в год - проводить расширенный и углубленный мониторинг систем оплаты труда, уровней тарифов и других видов выплат по структуре заработной платы;

провести  мониторинг:

состояния нормирования труда в организациях;

соответствия работ и должностей в организациях официальным квалификационным характеристикам;

на базе проводимых мониторингов на трехсторонней основе выработать рекомендации по системам оплаты труда, структуре заработной платы, уровню базовой тарифной части заработной платы;

 

 

2. ТМООП «Тюменский Облсовпроф» и его членским организациям:

 

2.1. Продолжить работу по реализации решений областного Совета  профсоюзов  от  05.12 2002г.  по  увеличению  заработной  платы  и  росту  тарифной  части  в  ней, VI съезда ФНПР и настоящего Постановления.

2.2.  Считать основной задачей профсоюзов на всех уровнях социального партнерства   достижение   достойной   оплаты   труда   работников,   через закрепление  и  установление  в  коллективных договорах  и  соглашениях конкретных контролируемых гарантий в области оплаты труда.

 2.3. Добиваться:

  включения в соглашения  в  качестве обязательных
требований - формирования отраслевых тарифных систем регулирования заработной платы, установления минимальных тарифных ставок на уровне не ниже       прожиточного       минимума      трудоспособного       человека      в соответствующем   регионе,   межотраслевых   тарифных   коэффициентов   с учетом сложности, квалификации и других характеристик труда;

от Правительства РФ, государственной Думы, Правительства Тюменской области   доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения в 2008 году и повышения  уровня  оплаты  труда  в  низкооплачиваемых  отраслях  экономики  до  среднеобластного  уровня  с  целью  снижения  численности  населения,   живущего  за  чертой  бедности;

в рамках областной трёхсторонней комиссии по регулиро­ванию социально-трудовых отношений действенного решения пробле­мы долгов по заработной плате, выплаты теневой заработной платы и других экономических требований ра­ботников  на принципах полной компенсации причитающихся работнику выплат в короткие сроки.

 

2.4. Принимать участие в работе межведомственной комиссии (координационных советов) по выплате и легализации заработной платы.

2.5. Постоянно проводить профсоюзный мониторинг принимаемых в организациях систем оплаты, уровней тарифов, выплат компенсационного характера, участия в прибыли предприятия.

2.6. Формировать партнёрские отношения с органами всех ветвей власти, работодателями и вести систематическую работу по приведению уровня оплаты труда работников к европейским стандартам.

 

3. Первичным профсоюзным организациям добиваться:

 

3.1. Организации конкретной, ориентированной на каждого члена профсоюза работы по информированию их о правах на заработную плату и её защиту, на систему страховой и социальной защиты.

3.2. Обеспечения контроля в организациях за расчётом заработной платы конкретных категорий работников, системой обоснованного нормирования.

3.3. Участия  в соответствии с трудовым законодательством в установлении систем оплаты труда и систем премирования на предприятии, организации при разработке и заключении коллективных договоров, соглашений.

3.4. Обязательного приложения к коллективному договору положений об оплате труда.

3.5.    Включения в коллективные договоры, гарантий по минимальной заработной   плате   для   рабочих   ведущих  профессий   соответствующих   видов деятельности, обеспечивающих полное возмещение затрат рабочей силы.

3.6. Опережающего повышения минимальных тарифных ставок рабочих и установления их не ниже прожиточного минимума в соответствующих регионах.

3.7. Индексации заработной платы в соответствии с темпами роста прожиточного минимума в регионах;

3.8. Увеличения доли заработной платы в стоимости реализованной продукции и доведения её до уровня, отражающего вклад работников в конечные результаты деятельности предприятий.

3.9. Формирования партнёрских отношений с работодателями и проведения систематической работы по приведению уровня оплаты труда работников к европейским стандартам.

 

            4. Обратиться к областной Думе, объединениям  работодателей,  Правительству  Тюменской  области,  автономных  округов с предложениями:

 

4.1. С целью обоснованности требований и контроля за исполнением договоров и соглашений в части повышения заработной платы и тарифной части в ней проводить не  реже  2х  раз  в  год  мониторинг применяемых в организациях систем оплаты труда, уровней заработной платы, тарифных ставок, выплат компенсационного характера, обоснованности устанавливаемых тарифов и взаимосвязи их с нормированием труда, участия работников в распределении прибыли предприятий.

 

            4.2. Создать  на  предприятиях  организациях  комиссии  из  представителей  работодателя  и  работников  по  вопросам  оплаты  труда  для  осуществления    контроля  за  уровнем  оплаты  труда  различных  категорий  работников,  целевым  использованием  фондов  оплаты  труда,  разработки  предложений  по  совершенствованию  системы  оплаты  и  нормирования  труда;

 

4.3. Принять Закон Тюменской области «О минимальной заработной плате в Тюменской области».

 

4.4. Произвести расчёт стоимости рабочей силы по заявленному перечню профессий отраслей Тюменской области.

 

5. Направить в Правительство РФ, Государственную Думу требование о несогласии включения в величину минимального размера оплаты труда всех видов доплат и надбавок к заработной плате, предусмотренных законодательством.

 

6. Внести предложение в Федеральную службу государственной статистики об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за заработной платой работников списочного состава по категориям персонала.

 

 

Председатель ТМООП

«Тюменский Облсовпроф»                 М.Н. Кивацкий                                              

 

Уникальный шанс по ипотеке купить квартиру в Петербурге