Выступление
заместителя председателя ТМООП «Тюменский облсовпроф» В. Лопина
на заседании трёхсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений.
Тема: «О состоянии охраны труда в организациях Тюменской области».
20.10.2009 г. г. Тюмень
Уважаемые участники областной трёхсторонней комиссии!
В настоящее время профсоюзы озабочены создавшимся положением дел с неудовлетворительным состоянием условий и охраны труда в нашей области, которое создает предпосылки дальнейшего ухудшения состояния здоровья трудоспособного населения и его негативного воздействия на социально-экономические процессы. Областной Совет профсоюзов в апреле прошлого года принял постановление о действиях профсоюзов в связи с неудовлетворительными условиями труда и здоровьем работников, в котором отметил, что негативные тенденции в состоянии условий труда и здоровья работников обусловлены отсутствием целенаправленной политики федеральных и территориальных органов исполнительной власти и внимания к этой проблеме со стороны работодателей и их объединений.
Причина такого положения дел в сфере условий труда и неудовлетворительного состояния здоровья работников в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики.
Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников в организациях практически не проводится, фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев.
Отсутствие эффективных механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учёта, а порой и вопреки медицинским показаниям.
По статистики Фонда социального страхования в 2008 году, несмотря на общее снижение количества страховых случаев, произошло увеличение, как профзаболеваний, так и несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходами.
период |
всего страховых случаев |
в том числе: |
признано не страховыми |
||
тяжелых |
смертельных |
профзаболеваний |
|||
2008 |
1034 |
114 (11%) |
38 (3,7%) |
23 (2,2%) |
26
|
2007 |
1108 |
112 (10%) |
32 (2,9%) |
20 (1,8%) |
28 |
динамика (+,-) |
-74 |
+2 (+1%) |
+6 (+0,8%) |
+3 (+0,4%) |
-2 |
Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, которые по официальной областной статистике на протяжении уже ряда лет не улучшаются
В Тюменской области (без автономных округов) в 2008 году работали во вредных и (или) опасных условиях труда 41888 человек, в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам 28502 человека, были заняты тяжелым физическим трудом 7369 человек, что составляет соответственно 38,0; 25,9 и 6,7процентов от общей численности работников.
За 8 месяцев 2009 года в Тюменской области зарегистрировано 78 несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Их них 8 – групповых, 57 –тяжелых, 13 –со смертельным исходом. Всего погибло 15 работников, т.е. в этом году наблюдается некоторое снижение несчастных случаев. Но, по мнению профсоюзов, снижение травматизма вызвано не улучшением состояния охраны труда, а последствиями финансового экономического кризиса – это приостановкой производства, сокращением численности работающих, переход на сокращенный рабочий день, сокращенную рабочую неделю. А также 25 несчастных случаев - были квалифицированы в медицинских учреждениях как смерть от общего заболевания. В России отсутствует порядок расследования, учитывающий связь между фактом наступления смерти и условиями труда, тем не менее, и для этих работников можно связать смерть как несчастный случай на производстве с учетом условий труда, в которых они работали: без медосмотра, профпригодности, с нарушением режима труда и отдыха, в неблагоприятных условиях труда и т.д.
При сравнении показателей производственного травматизма на 1000 работающих (коэффициент частоты) за 2007 - 2009 годы со средними российскими, можно отметить, что уровень производственного травматизма по Тюменской области в среднем выше (Кч - РФ -3,0; область-3,4). Выше он, чем и в соседних областях по Уральскому федеральному органу (Челябинской, Курганской, ХМАО) и некоторых других областях Российской Федерации.
Причиной низкого уровня государственного управления охраной труда является то, что в Тюменской области не сформировано эффективное управление охраной труда. Не определены полномочия органов исполнительной власти, муниципальных образований в управлении охраной труда, нет программы улучшения условий и охраны труда, нет закона Тюменской области по охране труда.
Четырнадцатого октября текущего года на сайте ФНПР размещена информация о том, что депутаты областной думы Свердловской области сразу в трёх чтениях приняли два законопроекта подготовленные Федерацией профсоюзов – «Об охране труда в Свердловской области» и «О порядке присоединения работодателей к региональному соглашению, устанавливающему общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Свердловской области».
Что нужно сделать?
Во-первых, для исправления положения дел с невыполнением требований работодателями в области охраны труда необходимо усилить административный контроль и ужесточить требования по проверке знаний, потому как вся законодательная база для соблюдения условий охраны труда для организаций имеется.
Во-вторых, мнение некоторых специалистов департамента труда и занятости населения Тюменской области, да и самого Правительства, о том, что принимать закон «О наделении органов местного самоуправления Тюменской области отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» нет необходимости, на наш взгляд ошибочный. Они аргументируют своё мнение тем, что правовая основа деятельности органов местного самоуправления в области трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) прописано Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Однако полномочия органов местного самоуправления, перечисленные в Законе № 131-Ф3 в статьях 14,15,16, относятся к вопросам жизнеобеспечения населения. Это организация электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, содержание автомобильных дорог и т.д.
Предложение внести охрану труда в эти перечни, означает, что трудовые отношения в сфере охраны труда предлагается приравнять к вопросам жизнеобеспечения, в то время, как трудовые отношения в целом и в частности в вопросах охраны труда, - это вопросы не местного, а общегосударственного значения.
В целях усиления роли органов местного самоуправления в реализации государственной политики следует воспользоваться правом государственных органов субъекта Российской Федерации законодательно наделять органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями (закон № 131 - ФЗ, ст. 19)
Отсюда следует, что полномочия государственных органов власти, которые могли быть установлены в законе «О государственном управлении охраной труда в Тюменской области» могут быть объектом передачи их в органы местного самоуправления. Этот факт подчёркивает важную роль законов об охране труда не только в реализации государственной политики в субъекте федерации, но и в муниципальных образованиях.
Сегодня уже необоснованной является ссылка Правового управления администрации области на статью 6 Трудового кодекса РФ о том, что нормативное правовое регулирование вопросов охраны труда является только полномочием Российской Федерации.
Внесенные изменения в Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 157 -ФЗ в статью 216 Трудового кодекса РФ устранили все разногласия, а дополнение шестой части статьи говорит о том, что:
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации региональное законодательство по вопросам охраны труда действует более чем в 30 субъектах, настало время принимать ответственное решение и нашему региону.