Выступление

 

заместителя председателя ТМООП «Тюменский облсовпроф» В.  Лопина

на заседании трёхсторонней комиссии

по регулированию  социально-трудовых отношений.

 

Тема: «О состоянии охраны труда в организациях Тюменской области».

20.10.2009 г.                                                                            г. Тюмень

 

Уважаемые участники областной трёхсторонней комиссии!

В настоящее время профсоюзы озабочены создавшимся положением дел с неудовлетворительным состоянием условий и охраны труда в нашей области, которое создает предпосылки дальнейшего ухудшения состояния здоровья трудоспособного населения и его негативного воздействия на социально-экономические процессы. Областной Совет профсоюзов  в апреле прошлого года принял постановление о действиях профсоюзов в связи с неудовлетворительными условиями труда и здоровьем работников, в котором отметил, что негативные тенденции в состоянии условий труда и здоровья работников обусловлены отсутствием целенаправленной политики федеральных и территориальных органов исполнительной власти и внимания к этой проблеме со стороны работодателей и их объединений.

    Причина  такого  положения  дел  в  сфере  условий  труда  и  неудовлетворительного  состояния  здоровья  работников  в  том,  что  действующая  в  настоящее  время  система  управления  охраной    труда  построена  на  принципах  реагирования  на  страховые  случаи,  а    не  на  принципах  их  профилактики.

    Анализ  влияния  неблагоприятных  производственных  факторов  на  здоровье  работников  в  организациях  практически  не  проводится, фиксируются  лишь  последствия,  приведшие  к  несчастным  случаям,  а  не  причины  их  возникновения.   Основное  внимание  уделяется  не  предупреждению  случаев  повреждений  здоровья  работников,  а  компенсационным  мероприятиям  при  наступлении  несчастных  случаев.

 Отсутствие  эффективных  механизмов  правовой  защиты  здоровья  работников  на  производстве  и  эффективных  методов  контроля  и  надзора  привело  не  только  к   усилению  тенденции  сокрытия  информации  о  неблагоприятных  условиях  труда  и  риске  повреждений  их  здоровья,  но  и  к  допуску  работников  к    профессиональной  деятельности  без  учёта,  а  порой  и  вопреки  медицинским  показаниям.

По  статистики Фонда социального страхования в 2008 году, несмотря на общее снижение количества страховых случаев, произошло увеличение, как профзаболеваний, так и несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходами.

 

период

всего страховых случаев

в том числе:

признано не страховыми

тяжелых

смертельных

профзаболеваний

2008

1034

114 (11%)

38 (3,7%)

23 (2,2%)

26

 

2007

1108

112 (10%)

32 (2,9%)

20 (1,8%)

28

динамика (+,-)

-74

+2 (+1%)

+6 (+0,8%)

+3 (+0,4%)

-2

 

Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, которые по официальной областной статистике на протяжении уже ряда лет не улучшаются

В Тюменской области (без автономных округов) в 2008 году работали во вредных и (или) опасных условиях труда 41888 человек, в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам 28502 человека, были заняты тяжелым физическим трудом 7369 человек, что составляет соответственно 38,0;  25,9  и 6,7процентов от общей численности работников.

За 8 месяцев 2009 года в Тюменской области зарегистрировано 78  несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

         Их них 8 – групповых, 57 –тяжелых,  13 –со смертельным исходом.     Всего  погибло  15 работников, т.е. в этом году наблюдается некоторое снижение несчастных случаев. Но, по мнению профсоюзов,  снижение травматизма вызвано не улучшением состояния охраны труда, а последствиями финансового экономического кризиса – это приостановкой производства, сокращением численности работающих, переход на сокращенный рабочий день, сокращенную рабочую неделю. А также 25 несчастных случаев  -  были квалифицированы в медицинских учреждениях как смерть от общего заболевания. В России  отсутствует порядок расследования, учитывающий связь между фактом наступления смерти и условиями труда, тем не менее,  и для этих работников можно связать смерть  как несчастный случай на производстве с учетом условий труда, в которых они работали: без медосмотра, профпригодности, с нарушением режима труда и отдыха, в неблагоприятных условиях труда  и т.д.

              При сравнении показателей производственного травматизма на 1000 работающих (коэффициент частоты) за 2007 - 2009 годы со средними российскими, можно отметить, что уровень производственного  травматизма по Тюменской области в среднем выше (Кч -  РФ -3,0;   область-3,4).  Выше он, чем и в соседних областях по Уральскому федеральному органу  (Челябинской, Курганской, ХМАО) и некоторых других областях Российской Федерации.  

Причиной низкого уровня государственного управления охраной труда  является то, что в Тюменской области не сформировано эффективное управление охраной труда.  Не определены полномочия органов исполнительной власти,  муниципальных образований в  управлении охраной труда,  нет программы улучшения условий и охраны труда, нет закона Тюменской области по охране труда.

Четырнадцатого октября текущего года на сайте ФНПР размещена информация о том,  что  депутаты областной думы Свердловской области сразу в трёх чтениях приняли два законопроекта подготовленные Федерацией профсоюзов – «Об охране труда в Свердловской области» и «О порядке присоединения работодателей к региональному соглашению, устанавливающему общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Свердловской области».

Что нужно сделать?

Во-первых, для исправления положения дел с невыполнением требований работодателями в области охраны труда необходимо усилить административный контроль и ужесточить требования по проверке знаний, потому как вся законодательная база для соблюдения условий охраны труда для организаций имеется.

Во-вторых, мнение некоторых специалистов департамента труда и занятости населения Тюменской области, да и самого Правительства, о том, что принимать закон «О наделении органов местного самоуправления Тюменской области отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» нет необходимости, на наш взгляд ошибочный. Они аргументируют своё мнение тем, что правовая основа деятельности органов местного самоуправления в области трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) прописано Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Однако полномочия органов местного самоуправления, перечисленные в Законе № 131-Ф3 в статьях 14,15,16, относятся к вопросам жизнеобеспечения населения.     Это     организация     электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, содержание автомобильных дорог и т.д.

Предложение внести охрану труда в эти перечни, означает, что трудовые отношения в сфере охраны труда предлагается приравнять к вопросам жизнеобеспечения, в то время, как трудовые отношения в целом и в частности в вопросах охраны труда, - это вопросы не местного, а общегосударственного значения.

В целях усиления роли органов местного самоуправления в реализации государственной политики следует воспользоваться правом государственных органов субъекта Российской Федерации законодательно наделять органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями (закон № 131 - ФЗ, ст. 19)

Отсюда следует, что полномочия государственных органов власти, которые могли быть установлены в законе «О государственном управлении охраной труда в Тюменской области» могут быть объектом передачи их в органы местного самоуправления. Этот факт подчёркивает важную роль законов об охране труда не только в реализации государственной политики в субъекте федерации, но и в муниципальных образованиях.

Сегодня уже необоснованной  является ссылка Правового управления администрации области  на статью 6 Трудового кодекса РФ о том, что нормативное правовое регулирование вопросов охраны труда является только полномочием Российской Федерации.

                                Внесенные изменения в Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 157 -ФЗ в статью 216 Трудового кодекса РФ устранили все разногласия, а дополнение шестой части статьи говорит о том, что:

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации региональное законодательство по вопросам охраны труда действует более чем в 30 субъектах, настало время принимать ответственное решение и нашему региону.