Выступление

заместителя председателя ТМООП «Тюменский облсовпроф» на заседании «круглого стола» Тюменской областной Думы

 

Тема: «Социальное партнёрство - путь к реализации трудовых прав работников, Программы «Достойный труд -безопасный труд»

23.04.2009 г.                                                                         г. Тюмень

 

Уважаемые участники «круглого стола»!

Профсоюзы солидаризируется с Концепцией достойного труда, предложенной Международной организацией труда, где достойный труд определяется как «эффективный труд в хороших и безопасных условиях, дающий работнику удовлетворение, возможность в полной мере проявить свои способности, навыки и мастерство, труд с достойной оплатой и справедливым распределением плодов прогресса, труд, когда права трудящихся защищены».

Обсудив 5 ноября 2008 года на пленарном заседании вопрос «Социально-трудовые отношения в Российской Федерации: состояние и проблемы правового регулирования» Общественная палата Российской Федерации отметила, что:

в сфере труда в последние годы произошли некоторые позитивные изменения: повысились минимальные государственные гарантии в области оплаты труда, занятости, увеличивается размер пенсий;

нет оснований говорить о наличии в России эффективной системы организации достойного труда, прежде всего, вследствие отсутствия справедливости в его оценке;

на характер социально-трудовых отношений негативно влияет дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, формирующийся в условиях отсутствия эффективной государственной политики в области занятости;

в сфере труда процветает правовой нигилизм, характерный для обеих сторон трудовых отношений.

Являясь президентом, В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию пояснил: «Суть многих наших проблем, — говорил он в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан, в унаследованной из прошлого подозрительности граждан к государству   в   отсутствии   подлинного   гражданского   равенства   и делового партнерства.

Профсоюзы не оспаривают выводы Общественной палаты РФ, солидарны с выводом бывшего президента и считают своим долгом повседневно добиваться реализации идей достойного труда, преодо­левая вызовы времени. Основываясь на позиции, что необходимыми условиями для обеспечения достойного труда для всех является стабильно развивающаяся многоотраслевая конкурентоспособная экономика и справедливое распределение результатов человеческой деятельности между трудом и капиталом, социально ответственное поведение социальных партнеров.

Для претворения в жизнь идей достойного труда для профсоюзов Тюменской области особую актуальность приобретает развитие социального партнерства в регионе как важнейшего общественно-государственного механизма в системе управления социально-экономическим развитием, которая формируется как система взаимодействия и согласования интересов власти, бизнеса и профсоюзов. Его основными критериями являются улучшение ка­чества жизни населения, инновационный экономический рост и эколо­гическое благополучие.

Социальное партнерство - это единственно возможный путь достижения социального консенсуса, отвечающего жизненным интересам всех жителей Тюменской области.

На одном из заседаний Генерального Совета ФНПР тогда ещё первый   заместитель   Председателя   Правительства   России       Д.А. Медведев в своём выступлении  подчеркнул, что  « соглашения социального партнёрства и коллективные переговоры в целом должны стать частью долгосрочных программ развития страны, регионов, отраслей и бизнес-стратегий   российских   компаний».

Значение дальнейшего совершенствования института социального партнерства в Тюменской области как наиболее оптимального и перспективного способа решения задач в сфере социально-экономических и трудовых отношений определены в Концепции развития социального партнёрства в Тюменской области, в Приоритетных направлениях деятельности межрегионального объединения организаций профсоюзов Тюменской области до 2010 года.

Основные направления развития социального партнерства закре­плены в Региональном соглашении между Правительством Тюменской области,  Тюменским  межрегиональным  объединением  организаций профсоюзов и Региональным объединением работодателей «Союз работодателей Тюменской области» на 2009-2010 годы, в законе «О регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области», в Соглашениях о взаимодействии профсоюзов с Тюменской областной Думой, прокуратурой Тюменской области, Государственной инспекцией труда    в    Тюменской    области, Пенсионным фондом.

каково состояние социального партнёрства на территории Тюменской области говорят следующие цифры.

По итогам 2008 года из 3530 организаций, входящих в объединение профсоюзов, коллективные договоры имеют 2964 организаций или 84%. Коллективные договоры охватывают 94% членов профсоюзов на предприятиях, имеющих первичные профсоюзные организации. Отраслевых соглашений - 106.

За 2008 год охват организаций коллективными договорами увеличился на 0,2%.

По данным областной статистики на 1 января 2009 года на территории Тюменской области с округами осуществляли свою деятельность 82822 организации, количество предприятий, имеющих профсоюзы - 3530 или 4,3% от общей численности юридических лиц и объединяют 27,7% работающих лиц. По Ханты-Мансийскому округу -4,5%и соответственно 33,7%, Ямало-Ненецкому- 3,2% и 15,3%, На юге Тюменской области зарегистрировано на 1 января 2009 года 38770 организаций, профсоюзные организации созданы лишь на 1697 предприятиях, что составляет 4,4%.

Доля организаций (предприятий), на которых были заключены коллективные договоры по отношению к учтённым в Едином государственном реестре организаций по югу области составила   4,0%,

Из приведённых показателей статистики видно,   что   основная часть предприятий юга области (96,0%) и 73,5% работающих на них работников находится   вне   социального   партнерства,   и   не   имеют возможности на защиту своих прав. Каковы же причины сложившейся ситуации?

Коммерциализация, а впоследствии и приватизация привели к огромному количеству самостоятельных предприятий и организаций. Ощущение самостоятельности, самодостаточности привело к тому, о многие руководители отказались от всего хорошего, что было раньше. В том числе и от профсоюзов. Они решили, что хозяин в правее решать все  проблемы, связанные с  коллективом.  И  эта ошибка середины девяностых годов до сих пор обществом не преодолена. Не преодолена по ряду объективных субъективных причин. Большинство собственников и сегодня не понимают того, что они не вписываются в рыночную экономику, что настало время вытравлять с трудовым коллективом формализованные отношения.

Отношения должны быть формализованы коллективным договором, трудовым договором.

Коллективный договор в рамках трудового законодательства конкретизирует отношения собственника и трудового коллектива. И чем подробнее, конкретнее составлен договор, тем лучше складываются отношения между сторонами. Если все права и обязанности четко определены, у отдельного работника не возникает субъективного понимания того, что он работает лучше и больше остальных.

Отказ от создания профсоюзов на предприятиях у нас вызывает несколько вопросов: или хозяева боятся чего-то, им есть что скрывать, или они просто не понимают, что назрела необходимость выстраивать отношения с коллективом через общественную (профсоюзную) организацию.

Субъективное отношение к профсоюзам, непонимание со стороны руководителей предприятий, а во время совместных посещений в рамках Программы Достойный труд - безопасный труд» и непонимание отдельных депутатов областной Думы, которые неоднократно и неуважительно выражали своё отношение к профсоюзам и их структурам. Порой, опережая ответы руководителей предприятий на вопросы представителей профсоюзов и, отвечая за них, подчёркивали ненужность профсоюзных организаций на их предприятиях. Это нас тревожит и настораживает. Напрашивается вопрос: Кто вместе с вами будет реализовывать на практике программу вашей партии «Единая Россия» «Достойный труд - безопасный труд», которая созвучна с Программным документом Федерации Независимых Профсоюзов России, принятым ещё раньше вашей партии на VI съезде ФНПР? И какое место профсоюзам, имеющим в своих рядах вместе с округами около 800 тысяч членов профсоюза (ваших избирателей) вами нам определено?

В настоящее время отдельные предприятия, в том числе и предприятия, которые мы с депутатами посещали, заключают коллек­тивные договоры, но от имени коллектива этот договор подписывает какой-то мифический орган, называемый «совет трудового коллектива», какой-то человек, якобы - член этого трудового коллектива. Так быть не должно. Коллективный договор должен подписывать профсоюзный комитет. Зарегистрированный, имеющий полномочия и устав. Это люди, которых коллектив выбрал и доверяет им защищать их интересы в отношениях с администрацией. И сегодня при всём уважении к законам пока руководитель не даст на то согласие работники не объединяются в профсоюзы. Так было уже не раз, в том числе и на Тюменском судостроительном заводе ныне филиал ЗАО «Уралмаш - буровое оборудование». Представители облсовпрофа неоднократно встречались с генеральным директором завода, и он устно давал согласие о возобновлении деятельности первичной профсоюзной организации, но обещал решить этот вопрос чуть позже. Но стоило подойти работникам предприятия к нему и спросить: « Будет ли у нас профсоюзная организация на предприятии?» Получали ответ, что её здесь никогда не будет. Вот вам и выстраивание цивилизованных отношений между работодателем и работниками.

Жизнь в течение 103 лет подтвердила в России и Тюменской области общественную необходимость в профсоюзах. Как правило, достижения профсоюзов в защите прав и интересов работников мало афишируются и воспринимаются всеми как естественный процесс. Эта работа мало заметна потому, что защита интересов не может быть достаточной.

Но движение вперед есть. Сегодня, даже в условиях кризиса, люди в Тюменской области живут лучше, чем, например, 5-10 лет назад. Уверяем, что само по себе это не происходит. Да и члены антикризисных и межведомственных комиссий сегодня убеждаются, что нарушения трудового законодательства в основном происходят на предприятиях, где нет профсоюзов, а значит, нет коллективного договора.

В качестве доказательства эффективности решения профсоюзами возникающих проблем между работниками и работодателями в трудовых коллективах необходимо отметить следующее. Так. например, Тюменским областным советом профсоюзов и областными отраслевыми комитетами профсоюзов в 2008 году рассмотрено жалоб и других обращений в количестве 1888, принято на личном приёме, включая и устные обращения 7002. Количество материалов направленных профсоюзами в органы прокуратуры составили 31, в федеральную инспекцию труда - 43 и в суды 125, что составляет 2,2% от общего количества жалоб и обращений, а 97,8% вопросов были решены в результате совместных действий (переговорного процесса) профсоюзов и работодателей.

Сегодня    исполнительным и законодательным органам власти Тюменской        области,     государственным          структурам          и правоохранительным органам приходиться бороться с работодателями, где нет цивилизованных отношений между работниками и ими.

Отсутствие профсоюзов мешает сформировать отношения между руководством и трудовым коллективом - когда одни хорошо работают, а другие им хорошо платят.

Напрашивается вывод, если есть власть работодателей над людьми, то должна быть и другая сила, которая бы уравновешивала эту власть и осуществляла контроль по соблюдению работодателями прав работников.

Следовательно, интересы наемных работников могут защищать только представители наемных работников. Конечно, это только проф­союзы.

Государственные органы реагируют только на свершившиеся противозаконные действия работодателя и только при наличии заявления работника и надлежащим образом оформленных документов. Оформление отнимает много сил, средств и времени.

Структура и система работы первичной профсоюзной орга­низации позволяют выборному органу знать о предстоящем нарушении прав работника еще до издания соответствующего приказа и в кратчайшие сроки отреагировать на это. Поэтому фактов нарушения законодательства на предприятиях, где есть профсоюз, значительно меньше, чем там, где его нет.

Руководители организаций, индивидуальные предприниматели должны заключать коллективный договор, и отказ от заключения коллективного договора - вещь уже недопустимая. Сегодня сторонами социального партнёрства, а это правительством области, работодателями и профсоюзами должно принято решение оценивать предприятия, где нет профсоюзной организации или с нею не заключен коллективный договор, как не выполняющими требования федерального закона - Трудового кодекса.

Ориентация государственной политики на самостоятельность регионов, расширение полномочий местного самоуправления, развитие системы социального партнёрства на уровне муниципальных образований требуют от профсоюзов активизации работы по созданию и организационному укреплению районных (городских) координационных Советов организаций профсоюзов.

Охват муниципальных образований координационными Советами   составляет   60%   (юг области   -   из   26   муниципальных образований координационные Советы созданы в 14 или 53% и в настоящее время идёт их активное создание; в ХМАО из 14 в 14; в ЯНАО из 25 в  17).

Создание координационных Советов одна из главных задач объединения профсоюзов в 2009 году.

Именно на муниципальном уровне социальное партнёрство должно быть уже не двухсторонним, а трёхсторонним, то есть предусматривающим сотрудничество работодателей, профсоюзов и органов местного самоуправления в рамках трёхсторонних Соглашений о социальном партнёрстве. И здесь без усилий и взаимодействия сторон социального партнёрства эту проблему не решить.

Какие недостатки имеются в системе социального партнёрства в Тюменской области?

Это, прежде всего отсутствие:

-       законов Тюменской области по социальному партнёрству, об объединениях    работодателей, о трудовых отношениях, о профессиональных союзах и других;

-реализации законодателями ст.35.1 ТК, которая определяет обязательный порядок направления законопроектов в сфере труда на рассмотрение соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Законодатели фактически принимают законы без их рассмотрения органами социального партнёрства;

-права представлять в судах интересы своих членов бе; оформления соответствующей доверенности, для защиты одновременно всех членов профсоюза, например, в случае невыполнения коллективного договора;

-механизма распространения действия соглашений межотраслевого характера, подписанных наиболее представительными организациями работников, работодателей и органами власти на работодателей и работников, непосредственно не участвующих в переговорах;

-организации учёбу всех сторон, занимающихся вопросами социального партнёрства;

-рычагов   морального   и   материального      стимулирования развития социального партнёрства, реализация которых проводилась бы   через  различные   конкурсы  такие  как  «Лучший   коллективный договор организации Тюменской области»,   «Социальное партнёрство основа    социального    мира»    «За высокую     социальную 8 эффективность и развитие социального    партнёрства» и другие;

-отсутствие постановлений Правительства Тюменской области о совершенствовании развитии социального партнёрства в регионе.

-Слабая ответственность работодателей за неисполнение принятых обязательств, т.е. наделение трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений правом принятия обязательных для исполнения решений с наступлением соответствующих санкций за невыполнение;

-невысокий правовой статус трёхсторонних комиссий;
-низкий охват коллективными договорами и      Соглашениями, особенно,    в    муниципальном образовании;

-недооценка властью и работодателями системы социального партнёрства;

-слабое информационное обеспечение хода колдоговорной кампании;

-низкий охват предприятий профсоюзами.

В завершении выступления хочу остановиться еще на одном предложении профсоюзов, по популяризации социального партнерства на всех уровнях. Многочисленные встречи в трудовых коллективах, общение со студентами учебных заведений и проходящими практику в областном совете профсоюзов показывают недостаточное знание и понимание принципов социального партнерства населением области, понимание роли трехсторонних комиссий и соглашений в регулировании социально - трудовых отношений. Информация о выполнении трехстороннего областного соглашения, решения вопросов комиссиями по регулированию социально - трудовых отношений не выходят за пределы определенной категории за­интересованных лиц, и является не доступной для различных слоев населения нашей области.

Поэтому мы предлагаем провести экспертизу учебных программ высших и средних специальных заведений на предмет изучения студентами основ социального партнерства. При их отсутствии рекомендовать учебным заведениям включать в программы обучения курс лекций «Социальное партнерство». Если потребуется привлечение специалистов профсоюзов для чтения лекций, то мы готовы принять в этом участие.

Спасибо за внимание.

средства для уничтожения муравьев