ВЫСТУПЛЕНИЕ

председателя  ТМООП  М.Н.Кивацкого  по  реализации   стратегии  деятельности   Тюменской  областной   Думы   четвертого   созыва 

в  2010  году.

29  апреля  2011г.

 

         Дать  объективную   оценку   работы  депутатов  Тюменской  областной  Думы  по   реализации   стратегии   деятельности  только  за  2010  год  сложно,  так как  принятые   законы  дадут  эффект    только   после   истечения   какого-то   времени.

Однако  хотелось  бы   подчеркнуть,   что  депутатами   областной  Думы  много   внимания   было уделено   вопросам   развития  экономики   региона,  увеличению   доходной   части   бюджета,   обеспечению   эффективности   его  использования,  с   одновременным   предоставлением   льгот   по   налогообложению  отдельным   предприятиям  в   целях  закрепления  их  в   регионе;   выхода  из   кризисной   ситуации   предприятиям,  занимающихся   разработкой   и   реализацией   инновационных  проектов.  Областная  Дума   принимала   решения,   стимулирующие   техническое  перевооружение   предприятий,  внедрение  энергосберегающих  и  ресурсосберегающих   технологий,  поддержку  конкурентноспособной  продукции,   развитие  народного образования,   здравоохранения,   культуры.

Считаем   необходимым  продолжить   активное   участие   области   в   проекте  «Урал  промышленный  -  Урал полярный». 

Депутаты   держали  на   контроле   исполнение   областных   программ.  Органы   исполнительной  власти   стали   чаще   отчитываться   на  заседаниях   областной  Думы.

Для   обсуждения  тех  или   иных   вопросов   стали   чаще  привлекаться   общественные   организации.  Бесспорно  хорошо,  что   областная   Дума  проводит   социологические   исследования   общественного   мнения  о  действии  законов  на   территории   области,   работе   органов   власти,  о   социально-экономических   проблемах.

Но,  я  хочу  обратить  внимание  депутатов  на  те   вопросы,  которые,  на   наш   взгляд,  не  были  до   конца   реализованы  или   вообще  остались  без внимания,  но   общество  нуждается в  их разрешении.  Ряд  этих   вопросов   решается  на   областном   уровне,  ряд  на   федеральном,     на  которые   областные   депутаты   имеют влияние.

Как   показывают   социологические   опросы,  главными   проблемами   население  называет  низкий   уровень  заработной   платы  -  30%,  безработица  -  22%,  рост   цен  и  тарифов  - 15%.

На  наш   взгляд,  эти   проблемы  и  должны   решаться   депутатами.  Решение  именно этих    проблем   влияет  на   повышение   уровня   и   качества   жизни   населения,   выполнение   мер   по   преодолению   бедности.  Однако,   вопросов,  касающихся   социально-трудовых   отношений,   депутатами рассматривается      мало.

Об  этом   говорят  цифры:

- Численность  населения  с  денежными   доходами   ниже   величины   прожиточного   минимума   за   последние  годы  не   уменьшилась  (11,8%-2010г.).

- Уровень   минимальной   заработной   платы  не   доведен  до   прожиточного     минимума.

- Реальная   заработная   плата  фактически  не   растет.

В  I  квартале  2011г.  реальная  заработная плата   составила  99,8%  к   соответствующему   периоду  2009 г.

         - Индексация  з/платы   работникам   здравоохранения,   образования,   культуры  не   проводилась  с  2009  года.

         -  Уровень  з/платы  значительной    части   населения   остается  низким,  если   использовать  не   средне   статистические    показатели,  а  медианное   значение   среднее  по  группе (от  5  тыс. до  12 тысуб.)  от  12  тыс. до  18  тыс.рублей.

         - По   совокупным   доходам   граждане  Тюменской   области    стали  на  уровень  и,  даже  ниже,   чем  в  Челябинской   и  Свердловской  областях.

         Сегодня  в   России  есть   одно   государство,  но  два   народа,  в  Тюменской   области  это  проявляется  ещё  ярче.  Один   народ    в   состоянии   тратить   на   собственные  прихоти   ежемесячно   сотни   тысяч   рублей.  И   второй   народ  -   которому   рассказывают   о   том,    что    увеличение  з/платы   никак   невозможно.  Соответственно   свои    конституционные  права  эти   два   народа   могут   реализовать   по-разному.

         Такой  разрыв   доходов   происходит  за   счет  экономии   собственников   на   росте  з/платы   наемных   работников  и   присвоения  ими    как   личного   дохода.

         Экономия   на   заработной   плате   неразрывно   связана  с   интенсификацией  труда.  Заниженная  з/плата   приводит  к   тому,   что  стремясь  заработать   средства,  нужные   для   жизни,   работник  берет  вторую   ставку  или   подрабатывает   на    другом  предприятии   в  якобы   свободное    время.  Но  это   отнюдь  не   самоэксплуатация  -  это   экономическое  принуждение   к    работе.

         Кризис  не   остановил  в   стране  оголтелое   обогащение   олигархов,  не   сократил   разрыв   доходов    между   богатыми  и   бедными.

         Более   того,   под   предлогом   повышения    конкурентоспособности   экономики,   роста   производительности    труда   олигархи   требуют   ужесточить  Трудовой кодекс.

         За   предложением  об   увеличении   продолжительности   рабочей   недели    стоит   стремление   окупить    стоимость   рабочей   силы   посредством   отмены   оплаты  сверхурочных,  а   срочные   договоры  предоставят   работодателю   возможность   легко   уволить    работника.

         Продолжающийся   разрыв   в  доходах   граждан,   сокращение   наемных   работников    только    усиливает   социальное   напряжение   в   обществе.  Разрешение   этих   вопросов,  или  высказанная    позиция   депутатов   необходима   не     только  на   федеральном,  но  и  на   областном   уровне.  От   позиции  и   действий    депутатов    областной   Думы   зависит   многое.

         Было   бы   желание,   законы,   так   необходимые   обществу,   принять   можно.

         Депутатами   принят  Закон  « О потребительской   корзине».

         Однако,   существующий   метод   формирования    потребительской    корзины   приводит  к   искажению   ее реальной   стоимости,  так   как    в   условиях,   когда    темпы   роста    цен   на    непродовольственные     товары  и    услуги   напрямую   привязывается   к   темпу   роста    стоимости   одного    показателя  -   росту    цен   на    продукты   питания.

         Как     показывает    статистика,   темпы    роста   индекса    потребительских   цен   на    непродовольственные    товары   и   услуги   не   совпадают  с   темпами   роста   цен   на    продукты   питания.  Например,   рост    индекса   цен    потребительских   цен   на   платные   услуги  (111,2%)  в  2010   году    устойчиво     превышал   темп   роста   на     продукты    питания  (109,4%)   и    потребительские    товары  (106,1%).   При  этом,  например,   наиболее   быстрым   темпом   растут   жилищно-коммунальные   услуги  (119,1%).   

         Предлагается    вновь   вернуться   к   его    рассмотрению.

         Несмотря   на   высказанные   мною   минусы,  я  хотел  бы       поблагодарить   депутатов:   Корепанова  Г.С., Столярова  В.А.  за   совместную    работу   по    реализации   Программы   партии  «Единая  Россия»  «Достойный   труд».

         Основным    механизмом,   через  который   регулируются   социально-трудовые    отношения,   являются   коллективные   договоры.  К   сожалению,   в   области   имеется    только   один  закон,   регулирующий   вопросы   социального   партнерства  -  «О   регулировании    трудовых   и   иных,   непосредственно   связанных  с   ними   отношений  в   Тюменской    области».

         В  действующем   законе  не  в    полной    мере   раскрыты  полномочия  и   функции   органов    исполнительной    власти   местного    самоуправления,   работодателей  и   их   объединений,  не    определены   на    муниципальном   уровне   субъекты  сторон    социального    партнерства.  Эти  же    вопросы   возникали  на   областном    уровне.

         Для  этой   цели   необходимо  принятие  законов  «О   социальном   партнерстве  в  Тюменской   области», «Об   объединениях   работодателей   в   Тюменской    области»,  «О   правах   и   гарантиях   деятельности    профсоюзов   в  Тюменской   области».

         В  рамках    развития    трудовых    отношений   остаются  не     принятыми  такие   законы  как:  «О   государственном   управлении   охраной  труда  в   Тюменской   области»,  «О   наделении   органов   местного    самоуправления   Тюменской    области   полномочиями  в   области   охраны    труда».

Принятие  их   предусмотрено  ТК.  Причины   отказа  в   принятии  этих   законов   нам  не  понятны.  Опыт  других   регионов  также  в   пример  не   берется.

         Действующим  ТК  РФ  с  2006  года  принята   статья  35.1 «Участие    органов   социального  партнерства  в   формировании  и  реализации  государственной   политики  в   сфере   труда».

         Данная   статья Трудового кодекса   направлена   на    повышение  степени  вовлеченности  3х -  сторонних   комиссий   в   формировании   и  реализации  государственной  политики  в   сфере  труда.  Учет  мнения   профсоюзных   организаций   и   объединений   работодателей  позволят   обеспечить  принятие   нормативно  - правовых   актов,   которые   отражают  в  максимальной   степени  сбалансированные   интересы   работников   и   работодателей.

         Однако   наши   обращения   в   областную  Думу  о   необходимости  внесения   поправок  в  Регламент   Тюменской  области    не  находят   поддержки  и  одобрения. Надеюсь,   что   предложения    профсоюзов  будут   услышаны  уже  этим   составом  Думы.