Выступление председателя ТМООП "Тюменский облсовпроф" М.Н.Кивацкого

«О роли профессиональных союзов при противодействии коррупции» на заседании Совета по противодействию коррупции 11 марта 2010 г.

 

 

О роли профессиональных союзов при противодействии коррупции

 

Основной задачей профсоюзов в борьбе с коррупцией является профилактика. Нами были высказаны предложения в План противодействия коррупции на 2008-2010гг., принятый Правительством Тюменской области.

         Согласно подписанному Соглашению с Тюменской областной Думой предоставлена возможность высказывать свои предложения по всем принимаемым в области законам.

         Все решения, принимаемые органами власти по обсужденному вопросу, доводятся до членских организаций областного объединения.

         Направляем мы предложения и к Федеральным Законам, например: «При рассмотрении вопроса на заседании Совета ТМООП 18 мая 2009 года «О текущей ситуации и действиях организации профсоюзов Тюменской области в условиях экономического кризиса»  нами было направлено в адрес Правительства РФ, Государственную Думу предложение о внесении дополнений в  Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июня 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» в части запрета на перепродажу тендеров. С целью поддержки реальных отечественных производителей, участвующих в тендерах на производство услуг.

         Мы предлагали при размещении государственных заказов в комиссии включать представителей отраслевых профсоюзов, как независимой стороны, что способствовало бы исключению участия в аукционах и торгах недобросовестных компаний, не имеющих ни техники, ни людей для выполнения работ.

         Важным, на наш взгляд, в борьбе с коррупцией является общественный контроль за расходованием средств.

          На предприятиях, где созданы и работают профсоюзные организации,  такие возможности имеются - при обсуждении на  собраниях бизнес-планов, заключении коллективных договоров.  Однако профсоюзные организации имеются не на всех  предприятиях, а КД заключаются в 84,7% предприятий, где имеются профорганизации. Само наличие профсоюзных организаций на предприятиях способствует предупреждению, профилактике коррупционных действий со стороны руководителей. Хотели бы мы не хотели, но без административного ресурса, и наделением профсоюзов реальными правами не будет роста профсоюзного членства и их влияния на стабилизацию экономическую, политическую, создания правового государства.

         А нежелание руководителя видеть на предприятии профсоюзную организацию, или его действия по ее ликвидации должно расцениваться как создание условий для вседозволенности. Примеров масса.

         На сегодня в стране остановлены механизмы, которые заставляют власть и работодателей более справедливо распределять национальный доход.

         Вопросы трудовых отношений наиболее размыты, а без их разрешения (приведения в порядок) – будет сохраняться неравенство в обществе, социальная незащищенность, бедность, бескультурье.

         И начинать надо с ратификации Конвенций МОТ, направленных на развитие социально-трудовых отношений. Их у нас в стране ратифицировано, но только 50 из 188.

         На заседании Совета уже высказывали рекомендации по противодействию коррупции. Это в первую очередь – ликвидация дикой дифференциации оплаты труда, сокращение разрыва оплаты труда между бедными и богатыми, низкий уровень зарплаты. Об этом мы не раз поднимали (ставили) вопросы перед властью всех уровней.

         Своей задачей мы считаем создавать и поддерживать творческую атмосферу труда, развивать «хорошую» трудовую мораль, которая является залогом прогресса и конкурентоспособности как предприятий, так и каждого человека на рынке труда. При этом мы говорим об обеспечении достойных условий труда и его оплаты согласно документов МОТ.

         Что можно было бы сделать на областном уровне:

1.     Установить минимальную з/плату на уровне прожиточного минимума;

2.    Провести научно-обоснованную оценку цены труда рабочих основных профессий на территории  Тюменской области;

3.    Что касается дифференциации в оплате труда, то можно начать с тех же конкурсов на социально-общественное предприятие (через предоставление соответствующих льгот, моральных принципов).

Хотел бы отметить, что в области не было ни одной ситуации, где профсоюзы не отреагировали при назревании критической  ситуации на предприятии и не информировали бы об этом органы власти. В условиях финансово-экономического кризиса и в период когда имелись проблемы с громадной задержкой з/платы профсоюзы вели свой мониторинг по предприятиям.

Однако в связи с большой зависимостью председателей профсоюзных комитетов от работодателей (по социологическим  опросам до 65 %) полных данных с мест мы не получали и не получаем.

В связи с боязнью потерять работу не все работники обращаются по фактам нарушения трудовых прав, незаконных действий работодателей в профсоюзные органы и органы власти.   Об  этом   свидетельствуют  цифры        в показателях, характеризующих эффективность реализации антикоррупционных мер, принимаемых органами государственной власти.

Для исправления         такой ситуации необходимо больше использовать ресурс СМИ для формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, введение справедливой меры ответственности в наказаниях за совершение коррупционных преступлений.

Пока же в обществе сохраняются брошенные в начале перестройки лозунги: «Если не может своровать для себя, что он может сделать для коллектива».

Сохранение и навязывание в сознании населения идеологии – все определяют в жизни деньги, и не зависит, как они были заработаны. Воруй, но не  попадись. Чем больше украл, тем меньше ответственности.

Поменять систему взглядов и ценностных ориентиров у населения, особенно, молодежи или воспитать достойного порядочного гражданина сегодня способно только общество с его институтами – д/сад, школа, учебные заведения, предприятие, полагаться только на родителей нельзя, тем более что многих их самих необходимо перевоспитывать.

Привлечения к контролю за реализацией национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», общественных институтов – это первые шаги Правительства привлечь население к контролю за расходованием бюджетных средств. Начало было активно, но на сегодня  общественность как-то незаметно от этого отстранили.

По многим вопросам допускается много формальности в работе органов власти с общественными организациями (при учете мнения), мало принимается коллегиальных решений.

Считаю, что все проекты законов, касающиеся социальных и трудовых вопросов должны предварительно до обсуждения на областной Думе обсуждаться на заседании областной трехсторонней комиссии.

Абсолютно поддерживаем Программу «Электронное Правительство». Через сайт ТМООП дали возможность всем профсоюзным организациям входить в эту Программу.