Выступление
председателя ТМООП "Тюменский облсовпроф" М.Н.Кивацкого
«О
роли профессиональных союзов при противодействии коррупции» на заседании Совета
по противодействию коррупции 11 марта 2010 г.
О роли профессиональных союзов при
противодействии коррупции
Основной
задачей профсоюзов в борьбе с коррупцией является профилактика. Нами были
высказаны предложения в План противодействия коррупции на 2008-2010гг.,
принятый Правительством Тюменской области.
Согласно подписанному Соглашению с
Тюменской областной Думой предоставлена возможность высказывать свои
предложения по всем принимаемым в области законам.
Все решения, принимаемые органами
власти по обсужденному вопросу, доводятся до членских организаций областного
объединения.
Направляем мы предложения и к
Федеральным Законам, например: «При рассмотрении вопроса на заседании Совета
ТМООП 18 мая 2009 года «О текущей ситуации и действиях организации профсоюзов
Тюменской области в условиях экономического кризиса» нами было направлено в адрес Правительства
РФ, Государственную Думу предложение о внесении дополнений в Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июня 2005г.
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд» в части запрета на перепродажу тендеров. С целью
поддержки реальных отечественных производителей, участвующих в тендерах на
производство услуг.
Мы предлагали при размещении
государственных заказов в комиссии включать представителей отраслевых профсоюзов,
как независимой стороны, что способствовало бы исключению участия в аукционах и
торгах недобросовестных компаний, не имеющих ни техники, ни людей для
выполнения работ.
Важным, на наш взгляд, в борьбе с
коррупцией является общественный контроль за расходованием средств.
На предприятиях, где созданы и работают
профсоюзные организации, такие
возможности имеются - при обсуждении на
собраниях бизнес-планов, заключении коллективных договоров. Однако профсоюзные организации имеются не на
всех предприятиях, а КД заключаются в
84,7% предприятий, где имеются профорганизации. Само наличие профсоюзных
организаций на предприятиях способствует предупреждению, профилактике
коррупционных действий со стороны руководителей. Хотели бы мы не хотели, но без
административного ресурса, и наделением профсоюзов реальными правами не будет
роста профсоюзного членства и их влияния на стабилизацию экономическую,
политическую, создания правового государства.
А нежелание руководителя видеть на
предприятии профсоюзную организацию, или его действия по ее ликвидации должно
расцениваться как создание условий для вседозволенности. Примеров масса.
На сегодня в стране остановлены
механизмы, которые заставляют власть и работодателей более справедливо
распределять национальный доход.
Вопросы трудовых отношений наиболее
размыты, а без их разрешения (приведения в порядок) – будет сохраняться
неравенство в обществе, социальная незащищенность, бедность, бескультурье.
И начинать надо с ратификации Конвенций
МОТ, направленных на развитие социально-трудовых отношений. Их у нас в стране
ратифицировано, но только 50 из 188.
На заседании Совета уже высказывали
рекомендации по противодействию коррупции. Это в первую очередь – ликвидация
дикой дифференциации оплаты труда, сокращение разрыва оплаты труда между
бедными и богатыми, низкий уровень зарплаты. Об этом мы не раз поднимали
(ставили) вопросы перед властью всех уровней.
Своей задачей мы считаем создавать и
поддерживать творческую атмосферу труда, развивать «хорошую» трудовую мораль,
которая является залогом прогресса и конкурентоспособности как предприятий, так
и каждого человека на рынке труда. При этом мы говорим об обеспечении достойных
условий труда и его оплаты согласно документов МОТ.
Что можно было бы сделать на областном
уровне:
1. Установить минимальную з/плату на уровне прожиточного
минимума;
2. Провести научно-обоснованную оценку цены труда рабочих
основных профессий на территории
Тюменской области;
3. Что касается дифференциации в оплате труда, то можно
начать с тех же конкурсов на социально-общественное предприятие (через
предоставление соответствующих льгот, моральных принципов).
Хотел бы отметить, что в области не было ни одной
ситуации, где профсоюзы не отреагировали при назревании критической ситуации на предприятии и не информировали бы
об этом органы власти. В условиях финансово-экономического кризиса и в период
когда имелись проблемы с громадной задержкой з/платы профсоюзы вели свой мониторинг
по предприятиям.
Однако в связи с большой зависимостью председателей
профсоюзных комитетов от работодателей (по социологическим опросам до 65 %) полных данных с мест мы не
получали и не получаем.
В связи с боязнью потерять работу не все работники
обращаются по фактам нарушения трудовых прав, незаконных действий работодателей
в профсоюзные органы и органы власти. Об этом
свидетельствуют цифры в
показателях, характеризующих эффективность реализации антикоррупционных мер,
принимаемых органами государственной власти.
Для исправления такой
ситуации необходимо больше использовать ресурс СМИ для формирования в обществе
нетерпимости к коррупционному поведению, введение справедливой меры
ответственности в наказаниях за совершение коррупционных преступлений.
Пока же в обществе сохраняются брошенные в начале
перестройки лозунги: «Если не может своровать для себя, что он может сделать
для коллектива».
Сохранение и навязывание в сознании населения
идеологии – все определяют в жизни деньги, и не зависит, как они были
заработаны. Воруй, но не попадись. Чем
больше украл, тем меньше ответственности.
Поменять систему взглядов и ценностных ориентиров у
населения, особенно, молодежи или воспитать достойного порядочного гражданина
сегодня способно только общество с его институтами – д/сад, школа, учебные
заведения, предприятие, полагаться только на родителей нельзя, тем более что
многих их самих необходимо перевоспитывать.
Привлечения к контролю за реализацией национальных
проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», общественных институтов –
это первые шаги Правительства привлечь население к контролю за расходованием
бюджетных средств. Начало было активно, но на сегодня общественность как-то незаметно от этого
отстранили.
По многим вопросам допускается много формальности в
работе органов власти с общественными организациями (при учете мнения), мало
принимается коллегиальных решений.
Считаю, что все проекты законов, касающиеся социальных
и трудовых вопросов должны предварительно до обсуждения на областной Думе
обсуждаться на заседании областной трехсторонней комиссии.
Абсолютно поддерживаем Программу «Электронное
Правительство». Через сайт ТМООП дали возможность всем профсоюзным организациям
входить в эту Программу.