Выступление председателя ТМООП "Тюменский облсовпроф" М.Н.Кивацкого на заседании антикризисной рабочей группы по работе с трудящимися и профсоюзными организациями 12 февраля 2010 года.

Тема: «Роль профсоюзов в разрешении трудовых споров и совершенствования их разрешения».

 

 

         Вопросы защиты трудовых прав работников являются одним их основных направлений работы профсоюзов. Одним из механизмов их предупреждения является система социального партнерства, которая реализуется  через коллективные договоры и Соглашения. Всего в Тюменской области заключено 2830 коллективных договоров (84 % охват КД организаций, где созданы ПК, 94,0 % охват КД членов профсоюзов), 106 Соглашений.

         В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

         Эту работу выполняют непосредственно председатели профсоюзных комитетов, комиссии по трудовым спорам, созданные на предприятиях, правовая и техническая инспекция профсоюзов, действующая в территориальных организациях профсоюзов, облсовпрофе.

         Разрешение трудовых споров профсоюзных организаций осуществляется как непосредственно при общении профсоюзных работников с работодателем, так и через проведение проверок работодателей, обращений в прокуратуру и Государственную инспекцию т руда, представительство в суде, а также через оформление и составление соответствующих документов. Данную поддержку, как правило, оказывает правовая инспекция труда, которая и создается с целью защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзных организаций.

         Всего за 2009г. было рассмотрено жалоб, обращений около 2х тысяч, принято на личном приеме свыше 7 тыс. человек, проведено 874 проверки работодателей, направлено 3203 представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных актов работодателям.

         По предварительным данным в 2009г. профсоюзами ТМООП принято участие в рассмотрении дел судами в более 60 случаях, направлено материалов в прокуратуру более 35, а государственную инспекцию труда – более 45 материалов, дано 485 устных и 93 письменных ответов на обращения граждан.

         Предметом конфликта или конфликтной ситуации выступает противоречие в системе социально-трудовых отношений, которое приводит к столкновению интересов сторон.

         Предметом трудового конфликта могут быть:

- условия труда;

- система распределения материальных ресурсов (выплата заработной платы, расходование финансовых средств, распределение полученной прибыли, участие работников в управлении капиталом, правила проведения приватизации и т.д.);

- выполнение ранее принятых договоренностей (взаимные поставки, расчеты, погашение долгов и т.п.).

         Среди типичных причин трудовых конфликтов выделяются:

- недостатки в работе  администрации в планировании и организации труда, это все что связано с нарушением принципов управления;

- бюрократическое отношение администрации к интересам работников:

- бездействие администрации в улучшении условий труда;

- незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства;

- снижение трудовых и социальных гарантий работающих;

- низкая заработная плата, несправедливые расценки;

- несвоевременная выплата заработной платы;

- рост безработицы;

- обнищание населения, включая наемных работников и др.

        

Системы разрешения трудовых споров в мировой практике, как правило, различаются по тому, к какому виду относится тот или иной спор — к спору о правах или об интересах.

Российское законодательство, разделяет трудовые споры именно на споры индивидуальные и коллективные, но ни где не проводя различий между спорами о правах и спорами об интересах, что, не совсем правильно, поскольку именно внутренняя природа спора в большей степени, чем его субъектный состав, должна определять способ его разрешения.

К числу оснований возникновения споров о правах относятся заявления работника о нарушении или неприменении в отношении него законодательных и иных правовых норм (включая положения коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка), а также индивидуального трудового договора.

Споры об интересах — гораздо более широкое понятие, к ним относятся споры, возникающие в ходе разработки и заключения коллективного договора, при принятии работодателем локального акта, изменяющего условия труда работников и т.д.

И если законодательство более четко определило процедуру разрешения правовых споров, то в спорах об интересах, к которым относятся коллективные трудовые споры имеется много неясностей и правовой неопределенности.

Коллективный трудовой спор имеет особый механизм разрешения, и этим механизмом, согласно Трудовому кодексу,  являются примирительные процедуры и забастовка - как крайняя мера.

К примирительным процедурам относится - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, - с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Применения примирительных процедур имеет ряд проблем, которые касаются компетентности сторон коллективного трудового спора, оперативности проведения всех процедур примирительного механизма, соблюдения сроков и др. проблемы.

С целью помощи социальным партнерам в случае возникновения конфликта использовать механизм примирения необходим орган, деятельность которого была бы направлена на урегулирование коллективных трудовых споров. Таким органом может быть Трудовой арбитражный суд. Деятельность такого учреждения никоим образом не пересекается и не заменяет деятельность судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов РФ. Целью создания Трудового арбитражного суда является правовое и организационное обеспечение работы по созданию системы механизмов разрешения коллективного трудового спора, контроля в рамках социального партнерства за соблюдением прав и законных интересов работников в организациях различных форм собственности.

Основными направлениями работы Трудового арбитражного суда должны быть:

   Работа по созданию правовой базы

   Обучение трудовых арбитров

   Обучение социальных партнеров

   Информационная работа

  Практическая работа по разрешению коллективных трудовых споров

   Взаимодействие с субъектами РФ

Созданное учреждение может оказывать помощь сторонам спора в создании временного трудового арбитража с предоставлением помещения для его заседаний, обеспечивать трудовых арбитров необходимой оргтехникой и правовой документацией, оказывать сторонам коллективного трудового спора необходимую консультационную помощь.

Результат будет ощутимым только при условии конструктивного взаимодействия всех сторон социального партнерства, а именно, правительства, объединений профсоюзов и объединений работодателей.

В Российской практике вопросы нарушения трудовых прав рассматриваются в гражданском суде, которые завалены рассмотрением других дел кроме трудовых споров, а практика большинства других стран идет на создание рассмотрения таких дел через специализированные суды, занимающиеся только трудовыми спорами, что:

- сокращает сроки рассмотрения;

-более квалифицированное рассмотрение споров;

- позволяет избежать лишних финансовых потерь как работодателю, так и государству.

Также одним из элементов совершенствования механизма решения трудовых споров может являться принятие Закона Тюменской области «О правах и гарантиях деятельности профессиональных союзов в Тюменской области».

Кроме того необходимо повысить ответственность работодателей за уклонение от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению, за уклонение выполнения соглашения достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора, поскольку такая ответственность в соответствии с КоАП ничтожно мала (максимум 4000 рублей), что вынуждает работников прибегать к такой крайней мере, как забастовка.

Ещё   одной   немаловажной   проблемой   разрешения   коллективных трудовых   споров   является   уход   от   ответственности   руководителей филиалов организации.

Часто существует ситуация, когда руководство предприятием возложено на работника, осуществляющего от имени и в интересах работодателя отдельные    полномочия,        например,    исполнительный    директор.    При возникновении трудового конфликта он ссылается на отсутствие у него полномочий, необходимых для разрешения вопросов, изложенных работниками в требованиях, предлагая обратиться, например, непосредственно в правление организации. В данном случае, вопрос о полномочиях директора филиала в сфере трудовых отношений должен решаться с учетом положений ст. ст. 20 и 33 ТК РФ, а также внутренних документов.