Доклад М.Н.Кивацкого – председателя ТМООП "Тюменский облсовпроф"

 

на совещании руководителей территориальных органов Роструда,

органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения и органов исполнительной власти по труду субъектов РФ,

входящих в состав Уральского и Сибирского федеральных округов.

 

г. Тюмень                                                                                                7.10.2009г.

 «О взаимодействии профсоюзов УРФО

 с органами исполнительной власти и законодательной власти

по  вопросам ликвидации долгов по з/плате,

улучшения условий и охраны труда, занятости»

 

       Уважаемые участники совещания!  Сегодня, в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд», объявленного Генеральным Советом международной конфедерации профсоюзов и поддержанного профсоюзами России, проходят собрания с обсуждением ситуации, сложившейся на предприятиях.

       Обсуждение и выработка предложений по совершенствованию  трудовых отношений эффективной занятости на данном совещании, надеюсь, найдут отражение в федеральных и областных законодательных документах.

       Изначально профсоюзы, в связи с возникшим кризисом, избрали путь диалога с органами власти, работодателями при разрешении возникающих

 проблем. Сегодня можно сказать, что данный путь себя оправдал, мы слышим друг друга, ищем компромисс, совместно добиваемся сохранения стабильности, выполнения трудового законодательства, сохранения получаемых ранее социальных льгот и гарантий населением.

       Принятие областными органами власти антикризисных мер с участием профсоюзов, позволили частично погасить долги по заработной плате, сократить численность безработных. Благодаря взаимодействию облсовпрофа, территориальных организаций профсоюзов с областной прокуратурой, трудинспекцией, стали более активно применяться соответствующие меры воздействия к недобросовестным работодателям, которые задерживают выплату заработной платы и допускают другие нарушения трудового законодательства.

       Взаимодействие на принципах социального партнерства с органами исполнительной власти и работодателями, реальное выполнение коллективных договоров и соглашений – один из важных, если не основных путей реализации идей достойного труда в организациях и на предприятиях. Где заключаются коллективные договоры, там больше социальной         защиты и гарантий. В УРФО – охват КД составляет 85,4 % (по Тюменской области – 84 %).

       По итогам 2008 г. коллективные договоры имеют 84 % предприятий Тюменской области, где имеются профсоюзные организации (3530 профорганизаций) с охватом 94 % работающих, отраслевых соглашений 106. За 2008г. охват организаций КД увеличился на 0,2 %. Всего же охват предприятий КД по Тюменской области составляет 4,3 % ( 27,7 % охват работающих).

       По Ханты-Мансийскому округу – 4,5 (охват работающих – 33,7 %), Ямало-Ненецкому округу – 3,2 % (охват – 15,3 %), по югу – 4,4 % (1697 профсоюзных организаций, охват – 26,5%).

       В текущем году было подписано Соглашение о сотрудничестве Ассоциации территориальных объединений организаций профсоюзов УРФО с Координационным  Советом союза промышленников  и предпринимателей округа и Полномочным представителем Президента РФ в УРФО.

       Сегодня, через систему КД и Соглашений, представляется много дополнительных социальных выплат. Конец 2008 года и начало 2009 г. были связаны с подведением итогов и заключением КД на очередной период и эта работа проходила в условиях жесткого противостояния сторон. Однако практически все КД в УРФО были пролонгированы на очередной год. Территориальные организации профсоюзов УРФО участвуют в реализации антикризисных мероприятий, оказывают практическую помощь организациям, членам профсоюзов, проводят еженедельный мониторинг рынка труда, выезжают в организации, где складывается ситуация для трудовых конфликтов.

       Все территориальные профсоюзные организации округа имеют соглашения о сотрудничестве с законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, прокуратурой, Государственной инспекцией труда. Аналогичные соглашения заключены отраслевыми организациями профсоюзов, отдельными координационными советами на уровне муниципальных образований.

       По предложению профсоюзов в план работы областных межведомственных комиссий включаются вопросы, касающиеся нарушений трудового закона со стороны тех или иных руководителей предприятий.

       В территориальных организациях профсоюзов Уральского федерального округа сложилась система организации правозащитной деятельности в условиях кризиса.

       В части контроля за исполнением требований трудового законодательства профсоюзы проводят политику неотвратимости ответственности нарушителей трудовых прав и своевременного реагирования на факты нарушения трудового законодательства.

       Юридическими службами областных профсоюзных органов субъектов Федерации в 2008 г. проведено 3395 проверок работодателей, из них – 2327 комплексные (по всем вопросам трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права). 71 проверка проведена совместно с органами прокуратуры, 350 – с федеральной инспекцией труда.

       В текущем году увеличилось количество совместных проверок с Рострудинспекцией, больше обращений направлено в органы прокуратуры. Стало больше направляться профсоюзными инспекторами представлений об устранении нарушений в адрес работодателей.

       В связи с кризисом увеличилось количество обращений членов  профсоюзов (да и не только), за юридической помощью в профсоюзные органы. Например, только в правовую инспекцию Тюменского объединения профсоюзов за 1 полугодие 2009 года обратилось 303 гражданина , что в три раза больше чем за аналогичный период 2008 года.

       Эффективным средством обеспечения установленных гарантий и защиты трудовых прав работников является разъяснение основ трудового законодательства.

       Вопросы защитной функции в условиях кризиса обсуждаются на заседаниях президиумов, пленумов территориальных организаций.

       Нами были разработаны и направлены в профсоюзные комитеты рекомендации по правоприменительной  практике по защите прав работников в период кризиса.

       Мы стараемся отслеживать ситуацию, проводя собственный еженедельный мониторинг, оказываем профсоюзному активу соответствующую помощь, делимся опытом между отраслевыми профсоюзами.

       Изучение ситуации, знакомство с реальным положением дел на предприятии, в муниципальном образовании, проходит с выездом работников территориальных организаций, аппаратов на места. Например, была сформирована команда из представителей Всероссийского Электропрофсоюза, секретаря ФНПР в  УФО, председателей территориальных организаций, работников облсовпрофа, которая посетила ряд предприятий и общалась с представителями органов власти, работодателями,  профсоюзным активом городов Тюмени, Тобольска, Нефтеюганска, Сургута, Нижневартовска.

       Своевременное вмешательство и возможность профсоюзов объективно информировать органы власти о возможных нарушениях прав наемных работников, либо обострении ситуации, позволяет многие проблемы снять еще на начальной стадии.

       Приведу пример по Тюменской области: устранены нарушения, допущенные при выполнении и заключении Соглашения в ОАО «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие», ОАО «Тюменские моторостроители» (завод Тюменские авиадвигатели); частично решены вопросы в ОАО «Обьиртышское речное пароходство» (долги по з/плате), в ОАО «Уральская тепловая компания» в связи с массовым сокращением работников.

       Своевременно поступившая информация от председателя профкома ОАО «Завод медицинского оборудования и инструментов» позволила нам обратиться к полномочному представителю Президента в УФО Винниченко Н.Л., со стороны которого были приняты меры по воссозданию единственного в стране производства игл на данном предприятии.

       В связи с большой задолженностью Газпрома перед ЗАО «Уренгойгидромеханизация», председатель территориальной организации профсоюза транспортных строителей обратился к полномочному представителю Президента РФ в УФО с просьбой вмешаться в данную ситуацию. Реакция последовала мгновенно, предприятию было перечислено более 50 % дебиторской задолженности.

       Созданная по инициативе депутатской фракции «Единая Россия» Тюменской областной Думы рабочая группа в составе депутатов, работников ТМООП «Тюменский облсовпроф», Правительства Тюменской области выезжала в трудовые коллективы предприятий: Нефтемаш, Нефтепроммаш, ТюменьНИИгипрогаз, птицефабрика «Пышминская», ЗАО «Племзавод «Юбилейный», «СТАС агро», Голышмановский комбинат хлебопродуктов, кооператив «Ембаевский», агропромышленный кролиководческий комплекс «Рощинский».

       Итогом проверок стало проведение заседаний двух «круглых столов», выработаны рекомендации, которые рассмотрены на заседании областной Думы.

       Планируются совместные выезды осенью в районные центры юга области.

       Надо отметить, что с ноября 2008 года по октябрь текущего года профсоюзы приняли участие в работе 19 различных областных комиссий и штабов. Многие высказанные нами предложения и просьбы нашли отражение в мероприятиях различных административных структур, решениях органов власти.

       В частности – по контролю за ростом цен на основные продукты питания,  снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, увеличение минимальной заработной платы.

       Профсоюзными организациями осуществлялась работа по информированию работодателей и граждан об услугах, предоставляемых службой занятости населения, принятых решениях Правительством Тюменской области, Губернатором, федеральными органами власти.

       Складывающееся положение дел в связи с финансовым кризисом на конкретных предприятиях, в отраслях и территориях, обсуждаются с участием представителей профсоюзов, работодателей на заседаниях областной межведомственной комиссии по предотвращению кризисной ситуации на рынке труда, по стабилизации ситуации на рынке труда и обеспечению трудовых прав работников; на заседаниях областной трехсторонней комиссии, межведомственной комиссии по занятости, заработной платы в департаментах и комитетах Правительства Тюменской области, в муниципальных образованиях.

       Несмотря на принимаемые меры органами власти, профсоюзами, работодателями, все еще  значительное  количество предприятий находится в тяжелом финансовом положении, что, безусловно, сказывается на материальном благополучии граждан.

       Наблюдается увеличение нарушения прав профсоюзов в округе. Если за 2008 год их было зарегистрировано 214, то в этом году их будет больше. Имеют место факты воспрепятствования деятельности профсоюзов, так в Челябинской области 15 таких случаев, немало  примеров и по Тюменской области. Отдельные руководители принимают все, чтобы не допустить создания профсоюзных организаций на предприятиях. Например, в г. Тюмени -  ЗАО «Уралмаш – буровое оборудование», ОАО «Док «Красный октябрь», торговые центры – «Метро», «Лента».

       В целях дальнейшей нормализации социально-трудовых отношений, которые напрямую связаны с эффективностью работы предприятий, предлагаю:

       - несмотря на кризис, активизировать работу по контролю за состоянием охраны и безопасности труда на производстве;

       - внести изменения в федеральное законодательство, в части установления выплат «первой очереди» задолженности по заработной плате работникам в случае банкротства предприятия, повышение ответственности собственников по долгам перед работниками;

       - внести поправки в Трудовой Кодекс об обязательном присоединении всех работодателей к федеральным и региональным трехсторонним соглашениям, заключенным между профсоюзами, союзами работодателей и органами государственной власти соответствующего уровня;

       - реализовать законодателям ст. 35.1 ТК, которая определяет обязательный порядок направления законопроектов в сфере труда на рассмотрение соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Законодатели фактически принимают законы без их рассмотрения органами социального партнерства;

       - ужесточить контроль со стороны прокуратуры по отношению к работодателям, препятствующим созданию и деятельности профсоюзов;

       - довести минимальную заработную плату до прожиточного минимума трудоспособного населения;

       - привести индексацию минимального размера оплаты труда в соответствие с ТК, индексацию заработной платы работников бюджетной сферы;

       - признать работников привилегированными кредиторами в случае неплатежеспособности предпринимателя путем внесения поправок в законодательство.