Доклад
председателя ТМООП "Тюменский облсовпроф" Кивацкого М.Н.
на заседании Совета ТМООП «О текущей ситуации и действиях профсоюзов
Тюменской области в условиях экономического кризиса»

 

 

18 мая 2009г.                                                                                                                                             г. Тюмень

 

            22 апреля т.г. состоялось очередное заседание генерального Совета ФНПР с повесткой дня:

« О текущей ситуации в РФ и действиях профсоюзов в условиях экономического кризиса».

            На заседании Совета присутствовала министр здравоохранения и социального развития Голикова, представители Рострудинспекции, Прокуратуры РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей.

            Профсоюзы в очередной раз обсудили ситуацию, поделились опытом работы, высказали предложения, требующие корректировки государственной программы по выходу из кризиса.

            Было подчёркнуто, что кризис в России протекает в более жёсткой форме и он усугубляется (прогнозы Правительства не подтвердились).

            Особенности кризиса и его условия протекания в России отличны от развития других стран. Наше Правительство и бизнес не имеют опыта преодоления такого рода кризисов.

            Россия вошла в кризис в предельно неблагоприятных условиях:

            - с недиверсифицированной экономикой;

            - двузначной инфляцией;

            - с огромной корпоративной задолженностью в 500 млрд. долларов перед иностранными инвесторами и кредиторами, причём задолженностью краткосрочной, с непреодоленной экспортно-сырьевой привязкой к системе международного разделения труда.

            По официальным данным, спад промышленного производства в 1 кв. текущего года составил 14,3%, а по ряду важнейших видов продукции - до 50% и более.

            Снижение ВВП в 1 квартале т.г. на 9,4% по сравнению с 1 кварталом 2008г., а вот в сравнении с IV кварталом 2008г. ВВП снизилось на 23,9%.

            Более 60% снижение доходов ВВП связано с сокращением поступлений налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин.

            16 апреля на VIII Пленуме Россовета профсоюзов работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства было отмечено, что отечественная отрасль - гигант остается на плаву и по-прежнему тащит на себе экономику страны.

На основании исследования фонда национальной энергетической безопасности от основных нефтегазовых компаний не ожидаетсяь многотысячные увольнения, остановки производства или дефолта по долговым обязательствам.

            Нефтегазовый комплекс получает основную часть выручки в валюте и, неся затраты преимущественно в рублях, в условиях девальвации национальной валюты сумеет частично компенсировать свои потери от снижения мировых цен на продукцию.

            Крупные компании позиционируют себя как социально ориентированные и сохранят все социальные гарантии работникам.

            Вместе с тем, объёмы инвестиций сокращаются, в двое уменьшились объёмы геологоразведки, страдают смежные отрасли.

            Более сложная ситуация наблюдается в нефтяном машиностроении и нефтяных сервисах - нефтекомпании задерживают оплату.

            Растёт число зарегистрированных безработных. Уровень общей безработицы превысил показатель 1994 года (8,1% к экономически активному населению), когда отмечался значительно больший спад производства.

            Наблюдается значительное снижение номинально начисленной заработной платы.             Увеличивается её задолженность.

            Приведу некоторые цифры результатов профсоюзного мониторинга рынка труда в целом по России подготовленные ФНПР (на 9 апреля 2009года):

            В сложном финансово-экономическом положении находятся 5686 предприятий, в том числе в разрезе федеральных округов - Сибирский состовляет 29,2%, Северо-Западный - 18,3%, Центральный – 17,2%, Приволжский – 14,4%, Южный – 9,0%, Уральский – 6,0% предприятий.

            Проблемы в сфере оплаты труда наблюдается на 77,7% предприятий.

            Задолженность по зарплате на 22,1%, из них самое большое количество предприятий приходится на Центральный округ – 30,5%, Сибирский – 28,4%, Приволжский – 17,7%.

            Наибольшая задолженность по з/плате на предприятиях машиностроения, авиастроения, строительства и производства стройматериалов, текстильной и лёгкой промышленности.

По регионам – Красноярский край, Новгородская область, Самарская область, Республика Татарстан.

            На каждом пятом предприятии (21,3%) произошло уменьшение зарплаты сотрудников, которое связано с уменьшением окладов.

            Был введён режим неполного рабочего времени на 62,5% предприятий, в простоях находятся около 0,5 млн. работников.

            Растёт число направлений специалистов технологического процесса на общественные работы. И это при том, что за последние 8 лет реформ в Российской Федерации (по данным Центра стратегических исследований ) тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли почти в 9,5 раз, медицинские услуги в 4,2 раза, услуги домашнего воспитания – в 5,1 раза.

            На 18% предприятий возникли большие проблемы с заключением и исполнением КД.

            По итогам 4 месяцев 2009г. прогнозировалось высвобождение 420 тыс. чел., ожидаемое сокращение в апреле 95062 чел., в мае- 85377 чел.

            Наибольшее число высвобождаемых работников приходится на Приволжский (162634 чел.) и Центральный (141526 чел.) федеральных округах.

            Какова же ситуация у нас в Тюменской области?

            Доходная часть бюджета сократилась в области наполовину. По югу области уменьшилась на 55 млрд. 183 млн. руб. (-49,9%), расходная часть составила 87 млрд. 986 млн. руб. (-35%).

В Х-Мансийском округе – Югра доходная часть бюджета уменьшилась на 69 млрд. 612 млн. руб. (-50,4%), расходная часть составила 96 млрд. 787 млн. руб. (-39%). В Я-Ненецком автономном округе доходная часть бюджета уменьшилась на 4 млрд. 998 млн. руб. (-9%), расходная часть бюджета составила 50 млрд. 930 млн. руб. (-20%).

            На 1 апреля 2009г. в службе занятости зарегистрировано 35,9 тыс. человек, из них 35,5 тыс. имели статус безработного (1,6% экономически активного населения), в т.ч. в Х-Мансийском округе 20,8 тыс. чел. (2,3%). В Я-Ненецком - 6,5 тыс. (1,9%), в Тюменской области - 8,2 тыс. чел. (1,2%).

            На 17 апреля по югу области уровень регистрируемой безработицы составил 1,21% (8558 чел.).

            Программы поддержки занятости населения приняты во всех субъектах РФ, но наш регион был одним из первых. Проект программы разрабатывался с учётом мнения профсоюзов. На это выделено всего по РФ 23 млрд. рублей. Это снизило прирост регистрируемой безработицы с 9% в январе-феврале до 1,5% в марте-апреле.

            Около 2 тыс. работников на юге Тюменской области работают неполное рабочее время по инициативе работодателя, 627 чел. находятся в отпусках без сохранения з/платы.

            На 45% увеличилось количество граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости Ямало-Ненецкого округа. В 1,3 раза увеличилась численность граждан, обратившихся за содействием в поиске работы в Ханты-Мансийском округе.

            Всего в Тюменской области 102 организации работают неполную рабочую неделю

            По сравнению с январём-февралём 2008г. количество прибыльных организаций по области уменьшилось на 13,7%, а количество убыточных предприятий возросло на 32,5% (сумма их убытка возросла в 5 раз).

            В феврале 2009г. индекс промышленного производства по области составил 91,9%.

            Денежные доходы населения области в январе – феврале 2009г. увеличились по сравнению с январём-февралём 2008г. на 10,3%¸ в т.ч. в Х-Мансийском округе - 12,9%, в Я-Ненецком округе - 9,0%, по югу - уменьшились на 5,3%.

            Денежные же расходы населения области по сравнению с январём 2008г. возросли на 49,4%., в Х-Мансийском округе - на 28,3%, юге области - 74,0%.

            Хочу заметить, что в период января 2008г. к январю 2007г. денежные расходы населения в среднем почти соответствовали доходам.

            В январе-феврале 2009г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника составила 35035 руб. или 97,0% в реальном исчислении к январю 2008г., в Х-Мансийском округе - 35630 руб. (97,6%). В Я-Ненецком - 47856 руб. (95,2%), по югу - 19953 руб. (97,0%).

            В январе-феврале 2009г. реальные денежные доходы населения по сравнению с соответствующим периодом 2008г. в целом по Тюменской области уменьшились на 5,4%, в т.ч. в Х-Мансийском округе на 4,3%, в Я-Ненецком округе на 6,2%, по югу области - 6,8%.

            Суммарный долг по зарплате на 11 апреля 2009г. составлял 42 млн. 579 тыс. руб. по Тюменской области, в т.ч. в Х-Мансийском округе - 29,6 млн. рублей. На 1 мая 2009г. долги составили уже 9,4 млн. рублей. Только по югу области долги по зарплате сократились на 33 млн. руб.

            Продолжается рост потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги.

            С 1 января 2009г. произошло повышение тарифов на ЖКУ, электроэнергию и тепловую энергию от 121% до 136%.

            Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг составила на конец января 2009 года по России в целом - 7292 руб., в Уральском Федеральном округе - 7446,8 руб. (Тюменская область - 9018,0 руб., Курганская область - 6455,0руб.).

            Стоимость минимального набора продуктов питания в целом по России на конец января 2009г. составила 2159,4 рубля на месяц, в Уральском округе - 2320,8 руб. (Тюменская область - 2460 руб., Курганская - 1999,5руб.).

            Сегодня существуют различные оценки развития кризиса как оптимистические, так и пессимистические, но уже явно от всех звучит, что его продолжительность как минимум до 2011 года.

             Оценку видения кризиса для России дал генеральноый директора центра проблемного анализа и государственно управленческого проектирования при Российской Академии общественных наук Степан Степановича Сулакшина: «Россию ждёт крах, что и СССР. Политика и сценарий, проводимый и разработанный США - нашей страны на мировой карте не должно быть».

            В России ситуация самая сложная из всех стран, и кризис у нас начался раньше других стран на 2-3 месяца. Таких темпов спада в России не было ни в 92, ни 94, ни в 98 годах. Инфляция в России наибольшая среда всех стран.

            Золотовалютного резерва хватит только на 2 года.

 С 1991 – 2005 год в стране не родилось, умерло - 28 млн. душ (цена приватизации, перестройки, низкой цене труда и т.д.).

            США в рамках валового мирового продукта производит 20-25%, а потребляет до 45%. А чтобы потреблять, надо иметь. Время глобального передела мира с помощью экономических инструментов, а не оружия наступило. Ранее это бралось войнами, революциями, теперь кризисами, но в интересах организаторов. Кризис был однозначно спровоцирован, в том числе и необоснованным ростом цен на нефть. Как только мы стали заявлять о себе как государство со своими внешними интересами и позицией, цена на нефть была резко обрушена, и в ближайшее время цена на нефть будет всячески сдерживаться политиками и экономика здесь не причем.

            Считает, что для выхода из кризиса необходимо в стране реализовать более 500 мероприятий, вплоть до изменения отдельных пунктов Конституции. Требует серьёзных преобразований российское государственное управление.

            Необходимо повышение з/платы. При незначительном росте з/платы, что мы видим сегодня, производительность не увеличится, повышение только в 2-2,5 раза заработной платы поднимет у работников стимулы к труду.

            Но ответственными за производительность труда являются государство и собственник, но не как не работник.

            На сегодня в стране нет экономического обоснования, что доля заработной платы должна в ВВП составлять 25-40%. Общемировой показатель 60-70%. И это не ведёт к инфляции как нам пытаются навязать. Рост зарплаты приводит к инфляции только в 1-1,5%.

            Считает, что золотовалютные запасы и резервный фонд должны были вкладываться в экономику.

            Считает бездарным разбазаривание золотовалютных запасов тогда, когда было видно, что золото вырастет в разы, на чем сыграли американцы.

            Экспорт и импорт должен быть уравновешен - для чего мы продавали больше чем хотели чего-то приобрести за рубежом, только для того, чтобы копить доллары - зачем? Нас уже в 90-е годы обманули, когда с падением цен на нефть и газ в целях сохранения валютного запаса мы погнали продукты питания за рубеж (вот вам и пустые прилавки).

            Ставки Центрального банка не должны превышать коэффициента инфляции, а что делается у нас, а деньги то государственные, а не банков.

            А вот в Китае в отличии от Америки и России ни одного юаня кредитов хозяевам, доведшим предприятия до банкротства государство не давало. Кредиты давались новым хозяевам, причём надо отметить, что старые хозяева были иностранцы, а новые - китайцы.

            Китайцы считают, что вытащить экономику из кризиса позволит увеличение внутреннего потребления. Так поступали в Японии в 50-54 годах, так поступали в послевоенной Германии.

Какова реакция населения в условиях кризиса?

 Всероссийскоий центр исследований общественного мнения (ВЦИОМ) в январе текущего года провёл социалогическое исследование и сделал следующие выводы:

            ситуация в экономике кризисная отметили 43% опрошенного населения.

            Состояние экономики позитивное - 4%.

            Финансовый кризис обсуждает 76% опрошенных.

            40% населения заявляют, что СМИ не полно и откровенно освещают ситуацию.

Страхи и беспокойство вызывают:

            Потеря работы, инфляция, рос цен - 61% респондентов.

            Коррупция и бюрократия - 41%.

            Снижение уровня жизни - 32%.

            Преступность и ситуация в сфере здравоохранения - 31%.

            Пенсионное обеспечение - 29%.

            Ситуация в ЖКХ - 24%.

            Положение молодёжи - 23%.

 

            У граждан доминирует растерянность и разочарование, протестные настроения открыто ещё не оформились.

            12% опрошенных ответили, что им помощь государства не нужна.

            46% - что нуждаются.

            42% - нужна в особых случаях.

Масштабы кризиса сдерживаются Правительством РФ, органами власти субъектов РФ, которые реализуют меры, направленные на оздоровление ситуации в российской экономике.

            Правительством РФ принята Программа антикризисных мер на 2009 год. Профсоюзы разделяют антикризисные меры, предложенные Правительством, такие как выполнение социальных обязательств, сохранение и усиление промышленного потенциала страны, наращивание внутреннего спроса, ускорение модернизации страны, снижение административных барьеров для бизнеса, усиление финансовой системы, ответственная макроэкономическая политика и др., но вместе с тем возникает ощущение декларативности и отсутствия механизма реализации предложенных мер.

            Профсоюзы предложили антикризисную программу дополнить специальным разделом по преодолению кризиса системы трудовых отношений.

            ФНПР с учётом предложений с мест были направлены предложения по корректировке программы.

            По мнению профсоюзов в первую очередь нужны следующие задачи экстренного характера:

            - принятие закона «О минимальном размере оплаты труда» (соответствующее реальной величины прожиточного минимума);

            - индексация заработной платы работников бюджетной сферы (с учётом инфляционных ожиданий);

            - утверждение размеров базовых ставок зарплаты, базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений в целях установления минимальных гарантий по размерам зарплаты и определение объёмов минимально необходимых финансовых средств из бюджетов всех уровней на оплату труда работников бюджетных учреждений;

            - пересмотр потребительской корзины;

            - подготовка законодательной базы о переводе системы пенсионного, медицинского и социального страхования на страховые принципы;

            - подготовка соответствующей законодательной базы по восстановлению социального страхования от риска потери работы, поддержки безработных граждан, особенно имеющих детей;

            - разработка и принятие соответствующей законодательной базы по системе государственного гарантирования материальных прав работников в случае неплатежеспособности предпринимателя.

            Темпы прироста негативных явлений снижаются.

            Вместе с тем нет уверенности, что эта тенденция закрепится.

            Часть причин связана с ошибками экономической политики, но основные причины связаны с накопленными застарелыми проблемами остаточного подхода к решению вопросов социального развития.

            Речь идёт о кризисе системы трудовых отношений, который задолго до начала кризиса стал тормозом всех преобразований, связанных с изменением отношений собственности и переходом к рынку. Причём кризис системы трудовых отношений носит глобальный характер.

            Признаки кризиса системы трудовых отношений:

            - критическое состояние материально-технической базы производства;

            - разбалансированность рынков труда и образовательных услуг (работа не по специальности);      

            - наличие дефицита кадров при их относительном избытке внутри предприятия и организации;

            - низкая з/плата работающих, рост числа бедных среди работающих;

            - бездействующие механизмы трудовой мотивации;

            - необоснованная дифференциация в оплате труда;

            - условия труда (вредность, тяжесть, непрестижность);

            - откровенно несправедливый характер распределения создаваемого обществом дохода;

            - потеря производительности как следствие неадекватной заработной платы и её сдерживания.

            Самое абсурдное явление с точки зрения цивилизованного рынка труда – неуклонное нарастание из года в год доли работающих по найму в общей численности бедного населения. Так, в 1998 году данный показатель в России составил 40%, в 2000г. – 41,6%, в 2003г. – 45,2%, в н/время – 50%.

            В современных условиях профсоюзы должны быть социально ответственными, чтобы сохранить трудовой потенциал.

            В чём заключается социальная ответственность профсоюзов?

Это - уберечь работодателя от искушения нарушить трудовое законодательство;

            - не допустить правок в трудовое законодательство;

            -организовать участие работников в управлении предприятием;

            - контроль за реализацией программ содействия занятости, их корректировкой по мере надобности;

            - действовать во всех комиссиях и антикризисных штабах, добиваться включения наших предложений;

            - внятно и твёрдо заявлять о своих правах, уметь профессионально их отстаивать;

            - повышение гражданской активности общества;

            - соблюдение трудовой дисциплины;

            - продолжить мониторинг (информация от работников).

            В условиях кризиса требуются новые, порой нестандартные решения, подходы к решениям непростых задач сохранения трудовых коллективов, занятости, соблюдения трудовых прав работников, недопущение снижение уровня з/платы.

 Мы старались отслеживать ситуацию, оказывать соответствующую помощь, делиться практикой между отраслями. Изучение ситуации, знакомство с реальным положением дел на предприятии, муниципальном образовании проходило с выездом работников территориальных организаций, аппарата ТМООП на места, в том числе была сформирована команда из представителей Всероссийского Электропрофсоюза, секретаря ФНПР в УРФО, председателей территориальных организаций профсоюзов во главе с председателем ТМООП, которая посетила ряд предприятий и глав муниципальных образований гг.Тюмени, Тобольска, Нефтеюганска, Сургута, Нижневартовска.

            26 февраля т.г. в Екатеринбурге в ходе совещания у полпреда Президента РФ в УРФО с Вениченко Николая Александровича, с участием председателя ФНПР Шмакова М.В. нами были высказаны ряд предложений, направленных на защиту отечественного товаропроизводителя, защитную функцию граждан, оказавшихся в тяжёлом положении.

            В том числе были подняты вопросы санации строительных организаций.

            Вопрос оздоровления строительных организаций очень важен, т.к. там задействовано большое количество работающих и большой оборот финансовых средств. Например остановка работы строительной отрасли в г.Нижневартовске может привести к росту безработных до 40% работоспособного населения.

            13 мая т.г. при главном федеральном инспекторе в Тюменской области А. Руцинском прошло заседание рабочей группы с повесткой дня: «О ходе реализации в Тюменской области. Перечня поручений Президента РФ от 2.02.09г. № 216 в части снижения напряжённости на рынке труда, организации трудоустройства выпускников учебных заведений, использования иностранной рабочей силы, осуществления контроля за ситуацией с задолженностью по оплате коммунальных услуг населением, усиления взаимодействия органов исполнительной власти с профсоюзами и работодателями.

            Вопросы защитной функции в условиях кризиса обсуждались на заседаниях Президиумов, Пленумов территориальных организаций, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, торговли, авиационных работников, н/образования, культуры, Росприродсоюза, транспортных строителей, строительства и промстройматериалов.

            Ряд территориальных организаций разработали меры по минимизации негативных последствий финансово-экономического кризиса в своих отраслях.

            Отдельные членские организации разработали и направили в профсоюзные комитеты рекомендации по правоприменительной практике по защите прав работников в период экономического кризиса.

            При этом хотелось бы подчеркнуть, что государственные органы реагируют только на свершившиеся противозаконные действия работодателя и только при наличии заявления работника и надлежащим образом оформленные документы, оформление отнимет много сил, средств и времени.

            Структура и система работы первичной профсоюзной организации позволяет выборному органу знать о предстоящем нарушении прав работника ещё до издания соответствующего приказа и в кратчайшие сроки отреагировать на это.

Поэтому фактов нарушений законодательства на предприятиях, где есть профсоюз, значительно меньше, чем там, где его нет.

            И это только повышает нашу ответственность.

            Надеюсь, что на сегодняшнем заседании Совета члены Совета поделятся своей работой, выскажут свои предложения в адрес ТМООП, ФНПР.

            Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов 21 ноября 2008 года на заседании Совета рассмотрело ситуацию, связанную с финансово-экономическим кризисом. Принято постановление Совета «О действиях профсоюзных организаций Тюменской области в условиях финансово-экономического кризиса по уменьшению его негативных последствий для членов профсоюзов».

            В помощь профсоюзным организациям разработаны методические рекомендации о действиях профсоюзных организаций в условиях финансово - экономического кризиса, проводится обучение профсоюзного актива. При облсовпрофе создана «горячая линия» для предупреждения нарушения трудовых прав работников, телефоны которой опубликованы в средствах массовой информации.

            В Тюменской области создана областная межведомственная комиссия по предотвращению кризисной ситуации на рынке труда (входят представители территориальных органов, федеральных органов, Правительства Тюменской области, профсоюзов, объединения работодателей) и обеспечению трудовых прав работников в условиях складывающейся ситуации на рынке труда.

            Президиумом Генерального Совета партии «Единая Россия» была создана рабочая группа по работе с трудящимися и профсоюзными организациями с целью предупреждения и снижения уровня негативного влияния кризиса на трудящихся и помощь профсоюзам с целью быстрого реагирования на сигналы поступающие с мест. Такая группа, которую возглавил зам. председателя Тюменской областной Думы Корепанов П.С. была создана в областной Думе.

            По её предложению в области пройдёт Всероссийская научно-практическая конференция на тему: «Конституционно-правовые основы миграционной политики РФ (29-30 мая), семинар: «Стратегии антикризисного управления и развития».

            В рамках соглашения профсоюзов и Тюменской областной Думы в январе-апреле организовано совместное посещение организаций Тюменской области с целью рассмотрения вопросов, возникающих в условиях финансово-экономического кризиса.

            Специалисты облсовпрофа прошли в городе Кургане обучение по теме: «Позиция профсоюза в условиях экономического кризиса и ведение переговоров с работодателями».

            На «Радио-7» с участием работников облсовпрофа и отраслевых организаций профсоюзов систематически проходят радиопередачи: «О действиях профсоюзов в условиях кризиса».

            На заседании президиума ТМООП «Тюменский облсовпроф» в декабре 2008 года рассмотрен вопрос «О работе профсоюзных организаций в согласовании интересов работников и работодателей по вопросам трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в условиях финансово-экономического кризиса».

            Тюменским облсовпрофом производится цикл антикризисных семинаров-тренингов: «Переговоры как управление конфликтом в профсоюзной практике».

            Уважаемые коллеги, осуществляя взаимодействие с социальными партнёрами по реализации антикризисных мер, мы должны в первую очередь понимать, что кризис - это и проверка работоспособности всей нашей профсоюзной структуры по реализации программного документа профсоюзов «За достойный труд».

            Понятие достойного труда имеет вполне конкретные критерии, которые отражены в документах МОТ и в нормах трудового кодекса РФ. А именно: достойный труд обеспечивает и интересы работников, и интересы работодателей, и интересы государства и определяется как эффективный     труд в хороших и безопасных условиях, дающий работнику удовлетворение, возможность в полной мере проявить свои способности, навыки и мастерство, труд с достойной оплатой и справедливым распределением плодов прогресса, труд, когда права трудящихся защищены».

             И наконец, дешевый труд - это отсутствие стимулов к повышению производительности труда через техническое и технологическое перевооружение.

            Профсоюзными организациями много делается в этом направлении. Достигнуты за последние годы неплохие результаты.

            Достижение этих показателей явилось результатом выстроенной нами политики взаимодействия с органами власти и работодателями на принципах социального партнёрства. Коллективные договоры заключаются в 84% трудовых коллективах, имеющих первичные профсоюзные организации.

            Всеми членскими организациями профобъединения, за исключением авиационных работников, водного транспорта, нефтяников, торговли, транспортных строителей, электропрофсоюз, заключаются отраслевые соглашения. Увеличилось количество территориальных соглашений.

            В условиях кризиса территориальными организациями профсоюзов агропромышленного комплекса, строительства и промстройматериалов заключены дополнительные соглашения, а соглашение лесных отраслей заключено впервые.

            В целях дальнейшего совершенствования социального партнёрства, сохранения стабильности, предоставления дополнительных льгот и гарантий, соблюдении трудовых прав граждан областным объединением профсоюзов заключены Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с областной Думой, Государственной инспекцией труда, отделениями Пенсионного фонда, Фонда соцстраха, политической партией «Единая Россия». Дополнительно заключены Соглашения с Прокуратурой области, 26 февраля было подписано Соглашение «О сотрудничестве между полномочным представителем Президента РФ, координационным Советом объединений промышленников и предпринимателей УРФО и Ассоциацией территориальных объединений профсоюзов в УРФО.

            Все эти документы направлены на развитие экономики, обеспечивающей достойную жизнь на базе достойного труда, на обеспечение работников достойной з/платой, на создание эффективного рынка труда и эффективной занятости, на организацию безопасных рабочих мест, на соблюдение трудовых прав и уважения интересов работников, на совершенствование действующего механизма социального партнёрства.

            Сегодня в условиях кризиса некоторые работодатели предлагают нам войти в их положение и пойти на серьёзные сокращения социальных выплат, а порой и на нарушение трудового законодательства. Иногда это проходит без объяснения причин, без экономического обоснования и без согласования с профсоюзной организацией.

            Такой подход нас безусловно устроить не может и профсоюзные организации всех уровней принимают соответствующие меры по недопущению со стороны работодателей резкого снижения доходов работников, нарушений трудовых прав работников.

            Однако, сегодня, именно в условиях кризиса, мы должны добиться повышения уровня заработной платы, т.к. низкий уровень оплаты труда стал одним из причин кризиса. Повышение реальной зарплаты имеет сейчас решающее значение для увеличения спроса и должно поддерживаться финансово-бюджетной политикой, стимулирующей потребление в домашних хозяйствах, а также для противодействия растущему неравенству.

            В ноябре 2008 года на встрече лидеров мирового профсоюзного движения была принята Вашингтонгская декларация глобальных профсоюзов. Её можно расценивать как стратегический программный документ, определяющий основные направления действий и требований профсоюзов к своим Правительствам в условиях мирового финансового кризиса. В декларации указывается, что основной угрозой социальной сплочённости является растущее неравенство в условиях кризиса. Основная причина растущего неравенства - кризис справедливости распределения.

            Вашингтонгская декларация определила в качестве основного направления противодействия глобальному кризису укрепления реального сектора экономики и финансовых стабилизаторов, таких как программы пособий по безработице, программы создания рабочих мест, рост занятости, заработной платы, располагаемого дохода домашних хозяйств.

            Справедливое, ответственное и прогрессивное налогообложение должно помогать росту, и не способствовать накоплению состояний и стимулировать финансовую спекуляцию.

            Благодаря основной позиции и своевременным действиям профсоюзных организаций всех уровней, антикризисные меры принесли некоторые положительные результаты.

            По предложению профсоюзов Правительство России приняло решение снизить темпы роста тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение с 30% до 18%, на природный и сжиженный газ с 25% до 5-6%, увеличено максимальное пособие по безработице, принято решение об оказании помощи ипотечным заемщикам - физическим лицам, временно попавшим в затруднительное финансовое положение, увеличены средства на общественные работы, переобучение в связи с потерей работы и др.

            Вы знаете, что Правительство согласилось с предложением профсоюзов о снижении квоты на привлечение трудовых мигрантов в 2009г.

            На прошлой неделе Президент страны Медведев на совещании с членами Правительства отметил, что население в связи с высокими кредитными ставками не берёт денежные средства в банках, и предложил снизить размер кредитной ставки до 15,5% для банков, кто получил государственные средства.

            Профсоюзы добились увеличения минимального размера оплаты труда до 4330 руб., в отдельных регионах. Этот показатель составил прожиточный минимум в регионе. Тем не менее чёткого механизма индексации минимального размера оплаты труда нет. Нет чёткого толкования, что он из себя представляет, я имею в виду входят ли в него различные доплаты.

            Минимальный размер оплаты труды в целом по России составит 80% от прогнозируемого прожиточного минимума 2009 года, причём отставание его от величины прожиточного минимума консервируется и на 2010-2011 годы. По югу Тюменской области он составит только 84%, по Ханты-Мансийскому округу 103,3 %, Ямало-Ненецкому 85,9 %.

            В настоящее время расчёт прожиточного минимума осуществляется по методике, разработанной в период кризиса 90-х годов на кратковременный      период.

            Принятая потребительская корзина несовершенна с медико-биологической точки зрения, она вообще не включает затраты, связанные с содержанием семьи.

            Положительному решению вопросов по установлению в организациях минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума и доведения размера средней з/платы до среднеотраслевого уровня способствовала активная работа областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оплаты труда, на которой было заслушано за 2008 год более 50 руководителей организаций различных форм собственности.

            Сегодня мы можем отметить, что 8-летняя борьба профсоюзов за отмену Единого социального налога завершилась победой профсоюзов. С 1-го января 2010 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ Единый социальный налог отменяется.

            К сожалению, за последние 10 лет Россия ратифицировала лишь шесть конвенций МОТ, при этом Правительство РФ до сих пор не ратифицировало такие жизненно необходимые для российских работников конвенций, как № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца»,

            Как и предполагали профсоюзы, произошёл вывоз из страны выданных государством банкам государственных средств, которые были так необходимы нашей экономике. Причина кроется в том, что в стране отсутствует надёжный механизм контроля движения капитала.

            В стране всё ещё сохраняется дефицит доверия банков к своим заемщикам. Малый и средний бизнес фактически не может получить кредит в банке.

            Позиция Правительства и финансовых кругов о том, что в условиях кризиса нужно помогать только сильным игрокам не способствует выходу из кризиса. Это неизбежно привело к сворачиванию производств, особенно в строительной отрасли, росту цен. Как отметила Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов: «к апрелю до 80% отечественных предприятий имеют проблему неплатежей, 70% фиксируют снижение спроса на продукцию, 63% имеют сложности с получением заемных средств.

Доступ предприятий к региональным антикризисным программам затруднён по следующим причинам»:

            - не знакомы с ними;

            - нежелание участвовать из-за чрезвычайно сложной системы отчётности об использовании бюджетных денег;

            - противоречие положений программ и трудового законодательства.

            Кризис выявил и недостатки в системе социального партнёрства, заставил профсоюзные организации приложить не мало усилий по заключению КД, Соглашений, сохранению социальных гарантий и льгот, предусмотренных КД.

            Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не имеют достаточной законодательной базы своей деятельности. В частности, отсутствие обязанности сторон выполнять принимаемые решения формирует безответственное отношение к процессу и результатам переговоров, что создаёт ощущение внешнего благополучия при фактическом отсутствии взаимного учёта интересов.

            Сегодня достижение договорённости и даже начало процесса переговоров в значительной степени зависит от желания работодателя, которое далеко не всегда имеет место. Полному арсеналу методов административного воздействия, которым располагает работодатель, работники и их представители в законодательном поле не могут противопоставить практически ничего, кроме средств убеждения. Такая ситуация не стимулирует работников к объединению для реализации законных способов защиты своих прав.

            В противоречие с конституционными нормами РФ профсоюзы лишены права представлять в судах интересы своих членов без оформления соответствующей доверенности.

Судебная защита всех членов профсоюза, в случае невыполнения КД, вообще возможна лишь путём объявления коллективного трудового спора.

            Процедура регулирования коллективного трудового спора предполагает наличие институтов посредников и трудового арбитража. Однако в реальности этот институт не сформирован.

И мы на областном уровне не находим понимания со стороны органов исполнительной и законодательной власти.

            Всё это осложняет процедуру защиты наёмных работников. В условиях кризиса, как никогда нужен правовой ликбез, люди должны знать свои права. Мы обязаны подсказать работнику, какая у него есть «подушка безопасности» по трудовому кодексу и как ему лучше поступить.

            В сфере труда процветает правовой нигилизм, как со стороны работодателей, так и работников.

            По результатам некоторых социологических опросов более 80% студентов не имеют ничего против частичного несоблюдения трудовых прав при условии высокой з/платы. Что от них ждать на производстве. Почему не выйти в программу обучения трудовое право, с которым работодатель связал всю свою трудовую деятельность, более того с ним выстраиваются трудовые отношения работника, В силу разных причин Рострудинспекция не справляется со своей задачей в части защиты трудовых прав работников. Только Прокуратурой РФ в 2007 году было рассмотрено более 850 тыс. фактов нарушения трудового законодательства. Сегодня депутаты государственной Думы расширили права прокуратуры, разрешив прокурорам полноценное участие в гражданском процессе.

            Может настало время наделить профсоюзы а этой части большими правами.

            За период с октября 2008 года по апрель 2009 года в облсовпроф обратилось 295 граждан по вопросам ухудшения положения работников в связи с финансовым кризисом.

            За январь-апрель 2009 года в облсовпроф поступило 151 обращение, что в 3 раза превышает количество обращений за аналогичный период 2008 года, в основном обращения поступают в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий, изменением условий труда, задержкой заработной платы, нарушениями трудового законодательства.

            Все обращения рассматриваются в оперативном порядке при необходимости с выездом на место, и результаты сообщаются заявителям.

            По данным поступающим от территориальных организаций, значительное количество нарушений работодателями трудовых прав работников удаётся избежать, благодаря настойчивости первичных профсоюзных организаций, принципиальной позиции председателей профсоюзных комитетов. Хотя отдельные примеры согласительной позиции со стороны председателей профсоюзов имеются.

            В период кризиса мы должны быть более внимательны к проблемам людей, наша отдача должна быть максимальной. Для этого нам необходим частичный контроль над ситуацией, своевременное вмешательство для разрешения сложившихся проблем. Мы должны работать как единый организм. Только в этом случае мы более легче преодолеем кризис и повысим авторитет профсоюзов.

            Имеющиеся в облсовпрофе локальные акты, принимаемые на предприятиях показывают разный подход работодателей и разные действия профсоюзов к вопросам оценки труда работников в условиях простоя или работы в режиме неполного рабочего времени, а также к вопросам так называемой оптимизации. В целом мы имеем дело с попытками понизить уровень доходов работников, сократить численность. Такие действия работодателей как связаны с реальными последствиями кризиса, так и не связаны, мнимые.

            И если письменное экономическое обоснование профсоюзная организация не получает от работодателя, ни на какие уступки мы идти не должны.

            В условиях нестабильной экономики, в условиях кризиса, надо садиться за стол переговоров, «открывать все карты», договариваться, находить инструктивные решения.

            Профсоюзы и трудящиеся заинтересованы в сохранении своих рабочих мест и предприятий. С этой целью мы провели дополнительное обучение профактива.

            Наша позиция, принятие ещё на заседании Генерального Совета ФНПР 19 ноября 2008г. не допустить никаких изменений в трудовое законодательство, ущемляющее трудовые права работников, сохраняется и пока выдерживается.

            Однако неоднократно представителями власти и работодателей такие попытки предпринимаются. Одна из первых была попытка Российского союза промышленников и предпринимателей ограничить обязательства работодателя выходным пособием, а последующее возмещение утраченного заработка переложить на плечи государства.

            Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года за № 870 Министерством здравоохранения и социального развития РФ готовится приказ «Об установлении в зависимости от класса условий труда работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращённой продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда, а также условий предоставления указанных компенсаций». Анализ проектов документов по этому вопросу вызывает серьёзную озабоченность у трудовых коллективов - они явно подготовлены скоропалительно, без должного изучения этого вопроса.

            В документах предусматривается представление компенсаций только по результатам аттестации рабочих мест без учёта иных особых условий труда. Но при аттестации рабочих мест очень часто нет возможности определить особые условия труда. Предварительный анализ профессий показывает, что в соответствии с имеющимися результатами аттестации рабочих мест по условиям труда компенсаций за работу в тяжёлых, работу с вредными и (или) опасными и иными условиями труда могут лишиться до 85% работников, получающих в настоящее время компенсации за работу в этих условиях.

            Всё ещё законодательно не урегулирован вопрос о недопущении со стороны работодателей задержки заработной платы. А ведь долги по заработной плате - это фактически насильственное кредитование бизнеса.

            В стране продолжает сохраняться дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Средний возраст безработных в России составляет 34,5 года. При этом около 30% безработных в возрасте до 30 лет. Поэтому профсоюзы настаивают на разработке государственной программы занятости населения.

            Наконец-то и из уст Президента страны прозвучало, что повышение производительности труда зависит не столь от работников, сколько от работодателей, государства. Ведь у нас в стране только 6% от своих затрат предприятия направляют на развитие производства, а в Японии, США - 70-75%, в Европе от 25 до 60%.

            Для выработки программы действий и оперативного вмешательства необходим развёрнутый профсоюзный мониторинг ситуации, складывающийся в отраслях и муниципальных образованиях. Такая работа нами проводится. И территориальными организациями профсоюзов облсовпрофа принимаются соответствующие меры.

            В связи с большой задолженностью Газпрома перед ЗАО «Уренгойгидромеханизация», председатель территориальной организации транспортных строителей вышел в марте текущего года на полномочного Президента РФ в УРФО Вениченко Н.А. с просьбой вмешаться в данную ситуацию. Реакция последовала мгновенно, предприятию были перечислено более 50% дебиторской задолженности.

            Однако не всеми членскими организациями и не от всех первичных профсоюзных организаций поступает информация. Именно в сегодняшних условиях нам нельзя не обращать внимания на несвоевременное перечисление страховых взносов в пенсионный фонд за работников, а также несвоевременное предоставление данных по форме АДВ – 11 об уплате страховых взносов. Пример:

            Только по югу Тюменской области не представили за 2008 год по состоянию на 04.05.2009г. ведомость АДВ-11 - 763 организации. В их числе 4 организации, где есть профсоюзные организации. Это - ООО УК «Тюмень-ЖКХ», ООО УК «Наш Дом», ООО УК «Ямал» (Задорина Ф.Ю.), ООО «Тюменьоблстрой» (Юрченко П.П.). Обкомы профсоюза, получив сведения от обосовпрофа в данных 4-х организациях занимаются этим вопросом.

            Кризис выявил и слабости профсоюзной структуры и их дееспособность. Поэтому «кризисное управление» нам сказал М.В.Шмаков должно быть и со стороны Федерации и его структур.

            Только сильные профсоюзы могут стать гарантом достойного труда и реальной защитой работников в условиях кризиса. Кто-то это понимает, кому-то это не на руку, поэтому с одной стороны есть желание создать профсоюзную организацию с другой - препятствие работодателей в создании профсоюзных организаций или создание «ручных» организаций работников.

            Примеры:

            Не преодолено сокращение численности членов профсоюзов, со всеми вытекающими последствиями. Всего за 2008 год мы потеряли 36,5 тыс. членов профсоюза, было принято вновь 22,6 тыс.человек. Большие потери у территориальной организации «Нефтегазстройпрофсоюза»-16991чел., жизнеобеспечения -10300 чел., лесных отраслей -3262 чел., госучреждений -3077 чел., культуры -2056 чел.

            Рост произошёл в территориальной организации профсоюза работников транспортных строителей, здравоохранения, народного образования, авиаторов, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росприродсоюза.

            Впереди отчётно-выборные конференции и нам необходимо выработать меры по исправлению создавшегося положения. Кризис - время мобилизации приведения структуры в порядок.

            Кризис только подчеркнул, что без проведения качественных преобразований в профсоюзном движении нам не достичь серьёзных результатов в защите прав трудящихся, росту авторитета профсоюзов. Отчётно-выборную кампанию мы должны использовать для решения задач организационного, финансового и кадрового укрепления, обеспечения единства действий профсоюзных организаций, дальнейшего усиления роли профсоюзов как организаций коллективной защиты социально-экономических интересов трудящихся.

            Спасибо за внимание.

 

На главную