Социальная ответственность профсоюзов: как ее понимать?

 

В последнее время много говорится о социальной ответственности бизнеса и государства. Очевидно, что бизнес должен неукоснительно соблюдать трудовое законодательство, исправно платить налоги, не прибегать к массо­вым увольнениям. Государство - даже-в условиях кризиса - не должно до­пускать социального взрыва.

Несколько сложнее обстоит дело с социальной ответственностью проф­союзов. Ряд публикаций, посвящен­ных данному вопросу, затрагивает от­дельные аспекты этой проблемы, но широкой дискуссии пока нет. Некото­рые ставят вопрос радикально: а нуж­ны ли профсоюзы вообще?

Профсоюзы и модернизация

 

Советские традиции безоговорочно­го одобрения указаний политических лидеров еще очень живучи среди не­которых профсоюзных деятелей се­годняшней России. Так, стоило Пре­зиденту РФ Д.Медведеву выступить с программной статьей «Россия, впе­ред!», как «СОЦПРОФ» - один из рос­сийских профцентров (заявляющий, что в его рядах насчитывается около 2 млн. человек) тут же провел конфе­ренцию «Профсоюзы России, впе­ред!»3. В документе, принятом по итогам этой конференции, было за­явлено: «Профсоюзному движению страны необходима модернизация». Такая оперативная реакция профсо­юзных лидеров, в свою очередь, бы­ла отмечена администрацией Прези­дента: в декабре 2009 г. Д.Медве­дев встретился с руководителями «СОЦПРОФа».

Спора нет - профсоюзы должны определить свое отношение к модер­низации. Но как это сделать? По-ви­димому, нельзя ограничиваться прак­тикой, привычной с советских вре­мен: одобрить единогласно на собра­ниях, призвать к развитию движения изобретателей и рационализаторов, принять соответствующие обязатель­ства и т.п. На наш взгляд, пришло вре­мя, когда профсоюзы должны при­нять активное участие в модерниза­ции и прежде всего модернизиро­ваться сами.

В то же время, очевидно, что го­сударству просто не под силу в оди­ночку вытащить на своих плечах ко­ренную модернизацию российской экономики. В этом масштабном про­цессе должны принять активное участие и частный бизнес, и профсо­юзы. Вот тогда будут основания назвать ее не насильственной, а де­мократичной.

Модернизация может резко повы­сить интенсивность труда и психоло­гические нагрузки на работника. Оче­видно, что еще острее встанет проб­лема материальной и моральной их компенсации. Надо будет решать воп­рос участия государства и бизнеса в расходах, связанных с профессио­нальной подготовкой и переподго­товкой работников, которые будут не­избежно высвобождаться в результа­те модернизации.

При рассмотрении этих и других проблем необходимо найти баланс интересов сторон. В принципе в пра­вовом отношении в стране уже сложи­лась система, способствующая дос­тижению социального консенсуса посредством конструктивного диало­га. Имеется в виду социальное партне­рство, позволяющее органам власти, работодателям и профсоюзам доби­ваться определенного компромисса.

Инновационная технология, даю­щая возможность социальным парт­нерам легче приходить к консенсусу, уже существует. Несколько лет назад в Академии труда и социальных отно­шений была разработана Концепция российской модели социального ау­дита, издан фундаментальный учеб­ник «Социальный аудит», в которых дано теоретическое обоснование и подчеркнута практическая целесооб­разность применения социального аудита в системе социального партне­рства. Речь идет о том, что проведе­ние объективного и независимого обследования различных сторон со­циально-экономических отношений на разных уровнях (корпоративном, региональном, территориальном, от­раслевом, общероссийском) - в инте­ресах всех социальных партнеров.

Целью социального аудита является не только получение объективного представления о положении дел в той или иной социально-экономической сфере. Результаты аудиторского обсле­дования могут служить базой для при­нятия социальными партнерами совме­стного решения. В этой связи напраши­вается вопрос: а что мешает профсою­зам совмеано с другими социальными партнерами провести аудит модерни­зации? И начать это можно было бы, по нашему мнению, с корпоративного уровня, то есть с социального аудита на уровне отдельного предприятия.

Как и в любом другом аудитор­ском обследовании, в аудите модер­низации следует определить основ­ные индикаторы, что позволило бы сформулировать выводы. На наш взгляд, основным индикатором сле­дует считать конкурентоспособность предприятия.

В этой связи надо выделить и дру­гой критерий аудита модернизации: соответствие человеческих ресурсов ее сложным задачам. Речь идет о це­лой серии проблем, каждая из кото­рых требует своего решения. Напри­мер, восприимчив ли к инновациям менеджерский корпус по своему об­разовательному и профессионально­му  уровню? В какой степени внедре­ние технологических новшеств связа­но с системой материального и мо­рального стимулирования?

Особую группу должны составить индикаторы, связанные с формирова­нием нормального социального кли­мата на предприятии. В этой сфере, конечно, большая ответственность ло­жится на профсоюзы. Так, удельный вес членов профсоюзов свидетель­ствует о степени доверия к этому инс­титуту. Следует также выяснить - уда­лось ли профсоюзам сформировать атмосферу корпоративной ответ­ственности и солидарности.

Аудиторское обследование соци­ально-трудовых отношений позволяет также зафиксировать в коллективных договорах ряд важных параметров: соотношение роста  производи­тельности труда и эволюции его оплаты; финансирование профессиональ­ной подготовки и переподготовки работников; освоение новых технологий и т.п. Представляется,   что  аудит  мо­дернизации  способен  дать  новый импульс развитию системы социаль­ного партнерства.

 

Татьяна ГРИШИНА,

кандидат экономических наук.