Социальная
ответственность профсоюзов: как ее понимать?
В последнее время много говорится о
социальной ответственности бизнеса и государства. Очевидно, что бизнес должен
неукоснительно соблюдать трудовое законодательство, исправно платить налоги, не
прибегать к массовым увольнениям. Государство - даже-в условиях
кризиса - не должно допускать социального взрыва.
Несколько сложнее обстоит дело с
социальной ответственностью профсоюзов. Ряд публикаций, посвященных данному
вопросу, затрагивает отдельные аспекты этой проблемы, но широкой дискуссии
пока нет. Некоторые ставят вопрос радикально: а нужны ли профсоюзы вообще?
Профсоюзы и
модернизация
Советские традиции безоговорочного одобрения указаний политических лидеров еще
очень живучи среди некоторых профсоюзных деятелей сегодняшней России. Так,
стоило Президенту РФ Д.Медведеву выступить с программной статьей «Россия, вперед!»,
как «СОЦПРОФ» - один из российских профцентров (заявляющий, что в его рядах
насчитывается около 2 млн. человек) тут же провел конференцию «Профсоюзы
России, вперед!»3. В документе, принятом по итогам этой
конференции, было заявлено: «Профсоюзному движению страны необходима модернизация».
Такая оперативная реакция профсоюзных лидеров, в свою очередь, была отмечена
администрацией Президента: в декабре 2009 г. Д.Медведев встретился с
руководителями «СОЦПРОФа».
Спора
нет - профсоюзы должны определить свое отношение к модернизации. Но как это
сделать? По-видимому, нельзя ограничиваться практикой, привычной с советских
времен: одобрить единогласно на собраниях, призвать к развитию движения
изобретателей и рационализаторов, принять соответствующие обязательства и т.п.
На наш взгляд, пришло время, когда профсоюзы должны принять активное участие
в модернизации и прежде всего модернизироваться
сами.
В
то же время, очевидно, что государству просто не под силу в одиночку вытащить
на своих плечах коренную модернизацию российской экономики. В этом масштабном
процессе должны принять активное участие и частный бизнес, и профсоюзы. Вот
тогда будут основания назвать ее не насильственной, а демократичной.
Модернизация
может резко повысить интенсивность труда и психологические нагрузки на
работника. Очевидно, что еще острее встанет проблема материальной и моральной
их компенсации. Надо будет решать вопрос участия государства и бизнеса в
расходах, связанных с профессиональной подготовкой и переподготовкой
работников, которые будут неизбежно высвобождаться в результате модернизации.
При
рассмотрении этих и других проблем необходимо найти баланс интересов сторон. В
принципе в правовом отношении в стране уже сложилась система, способствующая
достижению социального консенсуса посредством конструктивного диалога.
Имеется в виду социальное партнерство, позволяющее органам власти,
работодателям и профсоюзам добиваться определенного компромисса.
Инновационная
технология, дающая возможность социальным партнерам легче приходить к
консенсусу, уже существует. Несколько лет назад в Академии
труда и социальных отношений была разработана Концепция российской модели
социального аудита, издан фундаментальный учебник «Социальный аудит», в
которых дано теоретическое обоснование и подчеркнута практическая целесообразность
применения социального аудита в системе социального партнерства. Речь
идет о том, что проведение объективного и независимого обследования различных
сторон социально-экономических отношений на разных уровнях (корпоративном,
региональном, территориальном, отраслевом, общероссийском) - в интересах всех
социальных партнеров.
Целью
социального аудита является не только получение объективного представления о
положении дел в той или иной социально-экономической сфере. Результаты
аудиторского обследования могут служить базой для принятия социальными
партнерами совместного решения. В этой связи напрашивается вопрос: а что
мешает профсоюзам совмеано с другими социальными партнерами провести аудит
модернизации? И начать это можно было бы, по нашему мнению, с корпоративного
уровня, то есть с социального аудита на уровне отдельного предприятия.
Как
и в любом другом аудиторском обследовании, в аудите модернизации следует
определить основные индикаторы, что позволило бы сформулировать выводы. На наш
взгляд, основным индикатором следует считать конкурентоспособность
предприятия.
В этой связи надо выделить и другой критерий аудита
модернизации: соответствие человеческих ресурсов ее сложным задачам. Речь идет
о целой серии проблем, каждая из которых требует своего решения. Например,
восприимчив ли к инновациям менеджерский корпус по своему образовательному и
профессиональному уровню? В какой
степени внедрение технологических новшеств связано с
системой материального и морального стимулирования?
Особую группу должны составить индикаторы, связанные с
формированием нормального социального климата на предприятии. В этой сфере,
конечно, большая ответственность ложится на профсоюзы. Так, удельный вес
членов профсоюзов свидетельствует о степени доверия к этому институту.
Следует также выяснить - удалось ли профсоюзам сформировать атмосферу
корпоративной ответственности и солидарности.
Аудиторское обследование социально-трудовых отношений
позволяет также зафиксировать в коллективных договорах ряд важных параметров:
соотношение роста производительности
труда и эволюции его оплаты; финансирование профессиональной подготовки и
переподготовки работников; освоение новых технологий и т.п.
Представляется, что аудит модернизации способен
дать новый импульс развитию
системы социального партнерства.
Татьяна
ГРИШИНА,
кандидат экономических наук.