К вопросу о составе минимальной заработной платы

 

В связи с частыми обращениями в ФНПР о составе минимальной заработной платы с учетом изменений в трудовое законодательство, внесенных Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации», сообщаем следующее.

Позиция ФНПР по этой проблеме базируется на том, что минимальный размер оплаты труда должен оставаться государственной гарантией минимального вознаграждения за труд, без учета компенсационных и социальных выплат, исходя из комплексного учета правовых положений Трудового кодекса Российской Федерации в контексте действующего российского законодательства.

Часть первая ст.129 ТК РФ предусматривает трехчастную структуру определения понятия заработной платы (оплата труда работников): вознаграждение за труд (1), а также компенсационные (2) и стимулирующие выплаты (3). При этом нижней планкой «вознаграждения за труд» в соответствии с п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации является минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом.

Являясь вознаграждением за труд, заработная плата выплачивается, как правило, с учетом фактически затраченного времени при условии выполнения общественно необходимой функции в нормальных условиях. При этом именно фактор времени, как универсальное мерило труда, позволяет установить связь между трудом и базовой частью заработной платы.

Между тем компенсационные и социальные выплаты отличает отсутствие данных признаков.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ квалифицирует компенсационные выплаты как доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшимся радиоактивному загрязнению. Это автоматически предполагает наличие базового эквивалента труда.

Статья 316 «Районный коэффициент к заработной плате» и статья 317 «Процентная надбавка к заработной плате» ТК РФ квалифицирует компенсационные выплаты как государственные гарантии в виде дополнительных выплат к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с разъяснением «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденным постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 года № 49, коэффициенты, устанавливаемые к заработной плате, и процентные надбавки начисляются на фактический заработок работника. Это значит, что заработная плата, в том числе минимальная, подлежит увеличению на установленный законодательством коэффициент.

Кроме того, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате устанавливаются для каждого конкретного района и зависят от непрерывного стажа конкретного работника, что также исключает возможность включения данных выплат в минимальный размер оплаты труда в виде конкретной фиксированной суммы.

В соответствии с частью второй ст.147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так, в настоящее время в рамках РТК рассматриваются предложения правительства по таким видам доплат. И хотя существуют разногласия сторон по параметрам увеличения, а также перечню работ с особыми условиями труда, никем не ставится под сомнение, что базой для расчета доплат является основная часть заработной платы, или тариф.

Таким образом, представленные виды доплат устанавливаются не за выполнение конкретных трудовых обязанностей, а являются дополнительной государственной гарантией к заработной плате, компенсирующей негативные условия труда.

Социальные выплаты, согласно определению, содержащемуся в части первой статьи 129 ТК РФ, не входят в понятие заработной платы, а следовательно, и в минимальный размер оплаты труда. К социальным выплатам можно, в частности, отнести выплаты работникам за медицинское обслуживание, питание, путевки в дома отдыха и т.п. Как видно из приведенных примеров, данные виды выплат также не имеют никакого отношения к исполнению работниками трудовой функции. На настоящем этапе представители ФНПР инициировали проведение трёхсторонних консультаций в рамках РТК для подготовки согласованных рекомендаций о порядке применения ряда статей Трудового кодекса РФ в части состава минимального размера оплаты труда.

13.11.2007

Включение районных коэффициентов и процентных надбавок
в размер минимальной заработной платы незаконно!

Сегодня мы размещаем судебные решения и комментарии к ним, поступившие из ФНПР, которые свидетельствуют о незаконности включения районных коэффициентов, процентных надбавок и некоторых других компенсационных выплат в размер минимальной заработной платы.

Складывающаяся судебная практика не поддерживает позицию отдельных чиновников из Минздравсоцразвития России и других органов власти, изложенную в разъяснительных письмах и переговорных процессах по формированию минимальной заработной платы работников и применению положений Федерального закона № 54-ФЗ, введенных в действие с 1 сентября 2007 года.

Вместе с тем, из содержания письма статс-секретаря заместителя Министра Минздравсоцразвития Ю.В.Воронина от 17.11.08 № 6797-Пр в адрес Председателя комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока усматривается вывод, что он делает акцент на неизменившийся порядок начисления районных коэффициентов и процентных надбавок, применяемых в соответствии со ст. 315 ТК РФ. При этом заместитель Министра ссылается на разъяснение Минтруда, утвержденное постановлением Минтруда России от 11.09.1995 № 49, согласно которому районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В этот заработок включается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного характера (за исключением выплат по региональному регулированию) и все виды стимулирующих выплат, установленные системой оплаты труда.

Суды в своих решениях пришли к выводу, что вознаграждение за труд, к которому применяются компенсационные выплаты, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на основании части 3 ст. 37 Конституции РФ. Указанная норма Конституции предусматривает право гражданина на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Системный анализ положений Трудового кодекса, изложенный в судебных постановлениях, привел суды к выводу, что минимальный размер заработной платы, гарантированный государством, не включает в себя те компенсации, которые установлены для «северных» регионов. В противном случае это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей.

Таким образом, содержание размещаемых на сайте материалов соответствует предъявляемым профсоюзами требований о незаконности и необоснованности включения в размер минимальной заработной платы работников районных коэффициентов и процентных надбавок. Данный материал может быть использован профсоюзными органами и профсоюзным активом для защиты прав и законных интересов членов профсоюзов в области оплаты труда.

Заведующий отделом правовой работы – главный правовой инспектор труда ФПКК А.И.Буйко
Старший специалист отдела социально-трудовых отношений ФПКК А.В.Смирнов

 

На главную