Постановление VII съезда ФНПР

25.01.2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России

(принято 14 января 2011 года)

Об отчете Генерального Совета ФНПР

о деятельности по выполнению решений VI съезда

Федерации Независимых Профсоюзов России,

стратегии и тактике дальнейших действий по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов

Рассмотрев Отчетный доклад Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России о деятельности по выполнению решений VI съезда ФНПР, стратегии и тактике дальнейших действий по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов, VII съезд ФНПР отмечает, что в отчетный период деятельность Федерации осуществлялась в сложных социально-экономических условиях из-за масштабного негативного воздействия глобального финансового и  экономического кризиса.

Кризис существенно затруднил решение задач, поставленных в Программном документе VI съезда ФНПР «За достойный труд».

Действия профсоюзов в этот период были направлены на защиту прав работников с использованием всех предоставленных трудовым законодательством возможностей; максимальное сохранение рабочих мест и покупательной способности заработной платы;  поддержку тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации; сохранение в соглашениях и коллективных договорах достигнутого уровня трудовых и социально-экономических гарантий; поддержание социальной стабильности.

Силами профсоюзов организован мониторинг ситуации на рынке труда в разрезе регионов и отраслей. По инициативе и с участием профсоюзов органами государственной власти принимались как оперативные решения по поддержке предприятий, разрешению острых конфликтных ситуаций, так и комплексные антикризисные программы на федеральном и региональном уровнях. Большинство предложений ФНПР включено в антикризисную программу Правительства РФ, что позволило минимизировать негативные последствия кризиса, предотвратить обвальную безработицу и падение доходов населения, снизить социальную напряженность.

Профсоюзы противостояли любым изменениям в трудовом законодательстве, приводящим к ущемлению прав и интересов наемных работников. Действовали профсоюзные юридические консультации и «горячие линии». По требованию профсоюзов государственными органами стали широко применяться соответствующие меры воздействия к работодателям, нарушающим трудовое законодательство. Осуществлялось взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и органами Роструда, по инициативе профсоюзов принят федеральный закон, расширяющий возможности прокуратуры по защите прав работников. Проводились коллективные действия в защиту прав трудящихся.

Реализация положений действовавших в отчетный период генеральных соглашений способствовала решению первоочередных задач в области социально-экономического развития страны. Профсоюзы добивались принятия такой стратегии выхода из кризиса, которая бы предполагала  существенное увеличение бюджетных расходов на социальную сферу, человеческий капитал; настаивали на необходимости решения через бюджет основных социальных задач, в первую очередь по справедливой оценке труда; требовали  от всех ветвей власти проведения взвешенной тарифной и ценовой политики, увязанной с динамикой денежных доходов населения, задачами сдерживания инфляции и минимизации негативных социальных последствий от роста цен на уровень жизни населения.

Позитивным итогом работы профсоюзов за прошедший период, подтвердивший обоснованность позиции и действий ФНПР, следует признать возращение системы социальной защиты работника на страховые принципы, упразднение единого социального налога и введение страховых взносов. Реализован ряд требований профсоюзов по улучшению пенсионного обеспечения старшего поколения путем переоценки их пенсионных прав, установления минимального уровня пенсий не ниже регионального прожиточного минимума через механизмы социальных доплат.

ФНПР последовательно отстаивала права работников на улучшение условий труда на рабочем месте, сокращение профессиональной патологии, производственного травматизма и сохранения здоровья работников. Разрабатывала и добивалась принятия необходимых законодательных актов в области гигиены и охраны труда, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, технического регулирования, охраны окружающей среды.

ФНПР, ее членские организации продолжали уделять большое внимание организационному укреплению профсоюзов и их дальнейшему развитию. Принимались меры по сохранению и увеличению численности членов профсоюзов, объединению и укрупнению общероссийских профсоюзов, совершенствованию организационной структуры, использованию новых форм работы с профсоюзными организациями. Продолжалось внедрение системного подхода в работу с кадрами: формирование и целевая подготовка действенного кадрового резерва, обучение и повышение квалификации профсоюзных лидеров всех уровней, создание Единого образовательного пространства профсоюзов.

Последовательная реализация профсоюзной молодежной политики, активная работа молодежных советов, участие молодежи в коллективных действиях и акциях солидарности привели к увеличению представительства молодежи среди членов профсоюзов, способствовали усилению защиты трудовых прав и социально-экономических интересов молодежи, кадровому продвижению молодых профсоюзных лидеров.

Значительно возрос авторитет ФНПР в мировом профсоюзном движении, свидетельством чего является избрание ее представителей в руководящие органы Международной конфедерации профсоюзов (МКП), Всеевропейского регионального совета (ВЕРС-МКП), Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) и Административный совет Международной организации труда (МОТ). Расширились и укрепились связи с национальными профцентрами стран СНГ и ближнего зарубежья.

Появившиеся позитивные тенденции роста в российской экономике неустойчивы и по-прежнему базируются на сырьевом факторе и благоприятной внешнеторговой конъюнктуре. Проблемы системного характера в сфере труда не находят должного внимания со стороны государства.  Риски рецессии,  роста безработицы и социального напряжения сохраняются.

Не все профсоюзные структуры в полной мере использовали предоставленные законодательством возможности, а также силу коллективной поддержки своих требований, своих представителей на переговорах. Многие работодатели формально относятся к выполнению принятых в коллективных договорах и соглашениях обязательств. Принимаемые в соглашениях и договорах обязательства нередко носят абстрактный характер либо повторяют положения действующего законодательства в сфере труда. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений зачастую выполняют роль совещательного органа без реальных рычагов воздействия на социально-экономическую ситуацию.

Процесс перевода социальной защиты работника на принципы социального страхования сопровождается изъятием из законодательства права работающих на страхование от безработицы, санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств социального страхования, снижением реальных размеров выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству, уменьшением доступности оздоровительного отдыха для детей работающих.

В последнее время участились случаи нарушения прав работников на свободное объединение в профсоюзы как со стороны работодателей, так и со стороны государственных органов. Решениями Конституционного Суда Российской Федерации снижены гарантии прав профсоюзных активистов. Поэтому не снимаются с повестки дня вопросы установления административной и уголовной ответственности за нарушения прав профсоюзов, предоставление им права непосредственного обращения в суд с исками в защиту прав неопределённого круга лиц.

Необходима оптимизация процедур рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, в том числе объявления и проведения забастовок. Следует также на законодательном уровне закрепить право ведения коллективных переговоров не только за первичными, но и другими профсоюзными организациями, предусмотренными уставами общероссийских (межрегиональных) профсоюзов.

Не нашли своего решения в полном объеме отдельные задачи организационного укрепления профсоюзов, поставленные VI съездом ФНПР. 

В целом ряде членских организаций отсутствуют информационные подразделения, нет сотрудников, отвечающих за информационную деятельность. Ряд профсоюзных изданий находится на низком содержательном и идейном уровне.

В финансовой сфере не удалось реализовать в полной мере такой принцип, как создание устойчивого финансового положения  профсоюзных органов всех уровней. Не выполнены решения  по обеспечению перечисления первичными профсоюзными организациями не менее 50  процентов собранных членских профсоюзных взносов вышестоящим профсоюзным структурам. Отдельные членские организации ФНПР на протяжении ряда лет игнорируют уставную обязанность по представлению отчетности в ФНПР, препятствуют работе Контрольно-ревизионных комиссий.

VII съезд Федерации Независимых Профсоюзов России постановляет:

1. Признать работу Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России за отчетный период удовлетворительной.

 

2. При выполнении уставных задач Федерации Независимых Профсоюзов России, ее членских организаций добиваться:

2.1.Выполнения Программы Федерации Независимых Профсоюзов России «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны».

2.2.Реализации стратегического национального приоритета «Повышение качества жизни российских граждан» и модели устойчивого экономического развития Российской Федерации на базе достойного труда.

2.3.Дальнейшего развития социального партнерства, повышения эффективности коллективно-договорного процесса, обеспечения безусловного выполнения сторонами социального партнерства договоров и соглашений.

2.4.Формирования системы обязательного социального страхования работника на основе принципов Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Восстановления влияния профсоюзов в системе социального страхования, обновления и активизации деятельности комиссий по социальному страхованию и пенсионных комиссий, повышения эффективности профсоюзного контроля за полнотой, своевременностью и качеством предоставления членам профсоюзов социальных и медицинских услуг.

2.5.Принятия национального плана действий по сохранению здоровья работающих России и внедрения Конвенции МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», разработки необходимых экономических механизмов, обеспечивающих ускоренное перевооружение и модернизацию основных производственных фондов, законодательного закрепления полномочий федеральных органов исполнительной власти на регулирование вопросов охраны и улучшения условий труда. Обеспечения постоянного контроля за работой по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах.

2.6. Дальнейшего укрепления организационного единства профсоюзов, увеличения профсоюзного членства, реализации продуманной структурной, кадровой, молодежной и финансовой политики, развития сотрудничества и взаимодействия с профсоюзами зарубежных стран, международными профобъединениями.

3.Принять резолюции и Заявление VII съезда по ключевым проблемам социально-экономической жизни страны и профсоюзного движения России (приложения №№ 1 – 15).

4.Поручить Генеральному Совету ФНПР в срок до 30 марта 2011 года разработать план практических действий по реализации решений VII съезда ФНПР с учетом замечаний и предложений, высказанных делегатами Cъезда.

5.Довести материалы и решения Cъезда до сведения членов профсоюзов. С этой целью разместить их на официальном сайте ФНПР в Интернете и опубликовать в профсоюзных средствах массовой информации.