ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
ВОПРОС 12: Работник увольняется по собственному желанию. Когда с ним должен быть произведен расчет?
ВОПРОС 21: Насколько законны действия работодателя, предлагающего написать, женщине, поступающей на работу, заявление, в котором она даст обязательство три года не заводить детей?
ВОПРОС 25: На предприятии при заключении трудового договора потребовали, чтобы я обязательно прошел медицинский осмотр, так как мне не исполнилось 18 лет. Обязан ли я это делать? И зачтутся ли эти дни как рабочие? ОТВЕТ: Согласно требованиям ст. 266 ТК РФ, лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию). Расходы на медицинские осмотры оплачиваются из средств работодателей, а за проходящим медицинское обследование работником сохраняется место работы и средняя заработная плата согласно ст. 212 ТК РФ. Исчисление среднего заработка за время медицинских осмотров осуществляется в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ и «Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922. Учитывая, что предварительный медицинский осмотр должен быть пройден работником в возрасте до 18 лет до поступления на работу или сразу же после него, следует обратить внимание на п. 8 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»: «в случае, если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, средний заработок определяется, исходя из установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада)». Так как прием на работу молодого работника напрямую увязан с прохождением медицинского осмотра, то до результатов осмотра трудовой договор с работником может быть и не заключен. При этом работодатель вправе оформить трудовые отношения с работником, в том числе и за дни прохождения им медицинского осмотра. |
ВРЕМЯ ОТДЫХА ОТПУСКА
ВОПРОС 33: Помимо основного места работы, я тружусь еще по совместительству в другой организации. Каким образом при работе по совместительству регулируется вопрос о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков и их оплата? ОТВЕТ: В соответствии со ст.ст. 115 и 286 ТК РФ совместители на общих основаниях пользуются правом на ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней. Согласно общему правилу ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются совместителям одновременно с отпуском по основной работе. При этом, если на работе по совместительству работник не отработал первых шести месяцев, ему отпуск должен быть предоставлен авансом - таковы требования ст. 286 ТК РФ. Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника должен предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности. Сведения о периоде использования ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть подтверждены справкой с основного места работы. Совместители имеют право на получение как ежегодных оплачиваемых отпусков, так и дополнительных отпусков, представляемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством (Трудовой кодекс РФ, коллективный договор), включая отпуска в связи с выполнением работ во вредных условиях труда. Расчет среднего заработка должен производиться раздельно по основной и совмещаемой должностям (ст. 139 ТК РФ). Соответственно и приказы (распоряжения) о предоставлении отпусков должны оформляться также отдельно по основной и совмещаемой должностям. |
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
ОТВЕТ: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» гражданам, которые имеют детей, положены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; ежемесячное посо.бие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
ВОПРОС 57. Какие гарантии, связанные с осуществлением трудовой деятельности, предусмотрены для беременных работниц? ОТВЕТ: В соответствии со ст. 254 ТК РФ при наличии медицинского заключения беременная женщина вправе требовать снижения установленных в организации норм выработки, норм обслуживания или перевода на .другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов. Для того, чтобы воспользоваться своим правом, сотрудница должна подать на имя работодателя письменное заявление. До предоставления другой работы она должна быть освобождена от работы вовсе с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. После оформления перевода на другую работу за беременной женщиной продолжает сохраняться средний заработок по прежней работе. Расчет среднего заработка, на уровне которого за работником должна быть сохранена заработная плата, производится в установленном порядке в соответствии со ст. 139 ТК РФ и «Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922. |
ОПЛАТА ТРУДА
ВОПРОС 60:Кому выплачивается заработная плата, не полученная ко дню смерти работника?
|
ПОСОБИЯ
|
ЗАНЯТОСТЬ
ВОПРОС 63: Каков порядок досрочного выхода на пенсию по старости (по возрасту) безработных граждан?
|
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ С КОММУНАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Принципиальноеотличие этих правил от всех предыдущих - они устанавливают основные показатели качества коммунальных услуг, допустимые пределы отклонения от этих показателей, а также дают методики перерасчета коммунальных платежей в случаях, если коммунальщики не смогли справиться со своими обязанностями. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам к коммунальным относятся услуги: по холодному водоснабжению; горячему водоснабжению; водоотведению; электроснабжению; газоснабжению; отоплению. Состав услуг, предоставляемых для конкретного жилого дома, зависит от степени его благоустройства, то есть от того, имеются ли внутридомовые инженерные системы, через которые возможно предоставлять услуги. Если внутридомовые сети позволяют оказывать услуги, то Правила устанавливают базовые требования к качеству этих услуг. Так, холодная и горячая вода, газ и электричество должны подаваться в квартиры круглосуточно в необходимых объемах (нормативы давления воды закреплены в приложениях к правилам). Кроме того, в жилых комнатах должна поддерживаться температура не ниже 18 градусов (для угловых комнат - 20 градусов). Если дом подключен к централизованным отопительным системам, то отопительный сезон начинается, если среднесуточная температура на улице в течение пяти суток подряд не превышает +8 градусов, а заканчивается, если в течение того же периода температура на улице больше + 8 градусов. Для каждого вида услуг установлены так называемые профилактические перерывы. Их продолжительность устанавливается обслуживающими организациями по согласованию с органами местного самоуправления.
О ВОЗМОЖНОСТИ КОНТРОЛИРОВАТЬ КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Если вам кажется, что напор воды в кране или ее температура ниже установленных норм, то следует обратиться с письменным заявлением в обслуживающую организацию. Кстати, надо правильно выбрать организацию, в которую следует обращаться. Если жилой дом обслуживает управляющая компания, то все претензии надо предъявлять к ней. Если же потребитель напрямую подписал договоры с Водоканалом, Электросетями и т. п., то и разбираться ему придется с этими организациями самостоятельно. Прежде чем писать претензии, внимательно посмотрите свой договор. Он может предусматривать какую-нибудь особую процедуру подачи претензии. Например, только заказным письмом или только в головной офис управляющей организации и т. п. Такие условия не затрагивают основных прав потребителей и поэтому являются действующими. Первое. Письменная претензия. Она подается в двух экземплярах, одиниз которых вручается исполнителю, а на другом ставится отметка о принятии. Позаботьтесь, чтобы на отметке не просто была написана фамилия секретаря, принявшего претензию, а стоял штамп организации, а также дата и время подачи претензии. Если претензию не принимают, то надо отправить ее по почте с уведомлением о вручении. Если договор предусматривает предъявление претензий по телефону, то необходимо выяснить, под каким номером в журнале учета зарегистрировано обращение и кто принял звонок. Эти сведения будут доказательством предъявления претензии и точкой отсчета всех установленных сроков. Второе. Представитель обслуживающей организации (или комиссия) должен прийти в квартиру, чтобы провести проверку по данному заявлению и составить акт непредоставления коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества. В том случае, если известно, что причина перебоев - авария, то дополнительной проверки не требуется. Если сведения, изложенные в претензии, подтверждаются, тов следующем месяце обслуживающая организация должна произвести перерасчет коммунальных платежей. Однако в любом случае следует требовать письменного ответа на претензию, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов о причине уменьшения платы за коммунальные услуги. Третье. Если в ходе проверки заявления у потребителя и представителя коммунальных служб возникли разногласия по поводу качества услуг, то проверка проводится повторно и на нее приглашаются представитель жилищной инспекции и представитель общества потребителей. Кроме того, потребитель сам может пригласить для участия в проверке независимого специалиста. По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем и исполнителем. Его также могут подписать все присутствующие при проверке лица. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю, другой - исполнителю. Четвертое. Если на претензию потребителя нет ответа либо в ходе проверки стороны не пришли к согласию относительно качества и сроков оказания коммунальных услуг, потребитель может обратиться в суд с требованием о снижении платы за коммунальные услуги, возмещенииубытков, причиненных оказанием услуг ненадлежащего качества (например, если в холодный период использовались обогревательные приборы и счет за электроэнергию существенно превышает обычные цифры), и компенсации морального вреда. О тарифах. Если произошла авария, Правила устанавливают предельные сроки перерывов в оказании коммунальных услуг, после истечения которых обслуживающая организация обязана будет произвести перерасчет платы за коммунальные услуги. Так, при отсутствии холодной воды более чем 8 часов суммарно в течение одного месяца, либо более 4 часов единовременно (а при аварии на трубопроводе - в течение 24 часов) размер платы за воду снижается на 0,15% за каждый час отсутствия воды. Горячая вода, подаваемая в квартиры, должна быть нагрета минимум до 50, максимум до 75 градусов. Отклонения допускаются в ночное время не более чем на 5, а в дневное - не более чем на 3 градуса. За каждые 3 градуса отклонения воды от норматива размер платы снижается на 0,1% от стоимости за каждый час отклонения. Если же температура воды ниже 40 градусов, то оплата производится по расценкам для холодной воды. Отклонение от установленных норм в электроснабжении влечет снижение платы на 0,15% за каждый час неоказания услуги. Газ в квартирах может отсутствовать не более 4 часов суммарно в течение одного месяца и его давление должно соответствовать требованиям федеральных стандартов. Более длительное отсутствие газа влечет снижение платы на 0,15% закаждый час, а отклонение от требований стандартов - исключение из оплаты дней, в течение которых подавался некондиционный газ. При аварийном отключении отопление должно быть восстановлено не более чем за 16 часов - если температура воздуха в квартирах не ниже 12 градусов; за 4 часа, если температура опустилась ниже 10 градусов. Превышение сроков влечет уменьшение платы на 0,15% за каждый час превышения и на столько же - за каждый градус отклонения от температурного режима.
О НАПРАВЛЕНИИ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛЬЯ Все платежи, за исключением коммунальных услуг, относятся к плате за содержание и ремонт жилого помещения. А именно: содержание общего имущества дома, содержание и ремонт лифтов, радио, антенна, уборка лестничных клеток, содержание придомовой территории, текущий ремонт общего имущества дома. Содержание придомовой территории заключается в уборке площадок, дворов, дорог, тротуаров, дворовых проездов. В зимнее время уборочные работы проводятся от двух раз в сутки до одного раза в трое суток. Такнаписано в законе. А вот на практике зимой около домов ни проехать ни пройти. Вывод: за свои деньги надо требовать соответствующего содержания с ЖЭКов и ДЭЗов.
|