Июль - август 2015 Проект ТМООП

Тема номераЗаседание Исполкома ФНПР
< Потяните

Очень правильная «Позиция»

Газете «Позиция» 25 лет. Письмо в номер
«Во-первых строках моего письма…» спешу поблагодарить правдивую и объективную газету «Позиция» за давнюю публикацию. Сейчас, когда мне посчастливилось перечитать незаслуженно забытую ныне повесть Зота Корниловича Тоболкина «Здравствуй, солнышко» именно на страницах этой газеты, писательская общественность Тюмени ещё продолжает отмечать 80-летие со дня рождения писателя. Мне бы хотелось заострить внимание читателей именно на этом небольшом произведении, поскольку, мне кажется, это один из лучших вербальных памятников сибирской деревне (можно, в принципе, обобщить и гораздо шире, учитывая глубины исторической памяти), - всем российским деревням…

Впервые документальная повесть «Здравствуй, солнышко» была опубликована в тюменской профсоюзной газете «Позиция» в нескольких выпусках в 1992 году в рубрике «Беседы на брёвнышке». Отдельным изданием не выходила. В сети не издана. В юбилейном двухтомнике отсутствует. Относится к незаслуженно забытым талантливым произведениям известного тюменского писателя.

Приносим искренние слова благодарности сотрудникам редакции славной газеты, поместившей, в своё время, на страницы яркую талантливую сибирскую прозу, так украсившую собою газетные полосы. В редакции тех лет вообще почти на каждой странице встречались сильные, запоминающиеся материалы. Сколько было звёздных имён! Лучшие журналисты считали за честь публиковать свои материалы именно в газете «Позиция». Давно уехала в Москву известная журналистка Любовь Чекалова.

С чисто искусствоведческой интуицией и журналистским профессионализмом она находила редчайший материал для своих публикаций – судьбы, характеры и произведения народных мастеров, живущих и рядом и далеко, в глуши деревень и сёл сибирских. Здесь, на страницах «Позиции», можно было прочесть широко освещённый спектр культурных проблем региона. Газета была чрезвычайно интересна своим жанровым своеобразием. Но история этого необходимого честным труженикам издания – совершенно отдельная тема. Возможно, было бы неплохо выпустить отдельным изданием сборник лучших публикаций популярной, востребованной газеты. Поучительного там найдётся много. Воспитательное же значение для молодёжи – налицо. Позитивизма для старшего поколения также хватает. В общем, ретроспектива лучших материалов «Позиции» - вопрос, на мой взгляд, актуальный.

Повесть «Здравствуй, солнышко» содержит ряд увлекательных, пронизанных добрым юмором, литературных баек. Объёмно выписаны запоминающиеся народные характеры, возведённые путём отбора выразительных средств почти до уровня типа. Максимально сохранена фразеология и – конкретно – звучание народной речи. Обильно сдобренная по-своему понятыми односельчанами неологизмами, она составляет главную палитру произведения. Тоболкинскую прозу можно читать с любого места, потом возвращаясь к началу – она выразительна, понятна по контексту и – главное – правдива. Искренни и герои повести, связанные между собой и семейными узами, и конфликтами, и совместным преодолением жизненных суровых перекатов.

Тоболкин не впрямую списывает с полевых наблюдений эпизоды, подсказанные жизнью, схваченные острым писательским зрением. Он несколько видоизменяет названия, усиливает краски, добавляет колорита, где-то и поперчит – отменные байки надо и сдобрить как следует. Получился искрящийся, сложный, ёмкий полиптих. И речь народная сохранена почти в натуральном виде, и писательский дар наиболее ярко выявился. Каждая фраза выточена, каждое слово отшлифовано – на месте сидит, ладно пригнано. Читается вещь легко, моментально, наслаждение приносит неизъяснимое.

Есть в повести добрые слова и о фронтовиках. Один из главных героев – колоритнейший Дед Лёньша, имеющий, как Шолоховский Дед Щукарь, собственные лингвистические характеристики, - имеет награды, о которых, впрочем, не говорит, - скромен и суров.

Сибирский характер, его формирование, его «особинка» - вот что всегда интересовало писателя. Тоболкин не идеализирует своих героев, но по-родственному сочувствует им. В тексте можно ощутить отношение писателя к эдаким деревенским «шуткам»: они не от злого характера идут, а лишь ершистость селян демонстрируют. Без этой речи задиристой и сибиряк не сибиряк.

Однажды Зота Корниловича пригласили на встречу с читателями тюменские работницы КСК – камвольно-суконного комбината. Было это в середине восьмидесятых годов двадцатого века. Тогда ещё стояли в очередь за книгами, читали в троллейбусе и во время обеденных перерывов люди даже самых тяжёлых профессий… Без книги не могли жить в буквальном смысле. Встречи с читателями – тоже неотъемлемая часть писательского труда. На них он проверяет свои жизненные наблюдения, «поправляет фокус» творческого видения темы.

В год 80-летия со дня рождения Зота Корниловича документальная яркая повесть, насыщенная лучезарной энергетикой, проникнутая искренней любовью к односельчанам, случайно была обнаружена и вовремя явлена читателям. Мне кажется, что этот редкий теперь текст – одна из жемчужин творчества поистине народного писателя…

Марина Косполова.

8 сентября 2015 года. г. Тюмень.

Состоялось заседание Исполкома ФНПР

22 июля в видеорежиме состоялось заседание Исполкома ФНПР. Вел заседание Председатель ФНПР Михаил Шмаков. Члены Исполкома приняли решение созвать Генеральный Совет ФНПР 28 октября, включив в повестку дня вопросы о 25-летии Федерации Независимых Профсоюзов России и 110-летии профсоюзов России.
Исполком ФНПР постановил провести 7 октября 2015 года Всероссийскую акцию профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» под девизом «За справедливую бюджетную политику! Нет произволу финансистов!». Основными формами проведения акции определены митинги, а также собрания в профсоюзных организациях. Членским организациям ФНПР рекомендовано использовать дополнительные формы участия в акции 7 октября, с учетом конкретных обстоятельств, связанных с социально-экономической ситуацией в регионе или отрасли. Члены Исполкома ФНПР утвердили общие требования и лозунги профсоюзов для использования в ходе акции 7 октября 2015 года.

Исполком ФНПР утвердил кандидатуры для избрания председателями территориальных объединений организаций профсоюзов («Федерация профсоюзов Калмыкии»; Ивановское областное объединение организаций профсоюзов; «Федерация профсоюзов Самарской области»).

Исполком ФНПР принял решения по квоте ФНПР для обучения в АТиСО и о назначении стипендий ФНПР студентам АТиСО и СПбГУП.

Основные документы Исполкома ФНПР будут размещены на нашем сайте в ближайшее время.

Департамент общественных связей ФНПР

На зарядку становись!

На заседании «Объединения» Профсоюзов города Ишима и Ишимского района было принято решение возобновить забытую традицию проведения производственной гимнастики для работающих на производстве, учреждениях и организациях нашего города.
Пользуясь случаем, обращаюсь к руководителям: производственная гимнастика должна быть в каждом трудовом коллективе. Это путь к здоровью, высокой производительности, увеличению продолжительности жизни и просто хорошему настроению. Очень важно проводить мероприятия, которые пропагандируют здоровый образ жизни, нацеливают на физическую активность в ежедневном режиме.

2 сентября 2015 года профсоюзные организации города Ишима и Ишимского района приняли участие в оздоровительном мероприятии «Производстенная гимнастика», которую разработала преподаватель кафедры Теории и методики физической культуры Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ Светлана Стойчева. Более 50 человек овладели комплексом упражнений производственной гимнастики.

Благодарим за сотрудничество администрацию и профсоюзный актив Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ.

Председатель «Объединения» профсоюзов г. Ишима и Ишимского района И.В. Быковская

Письма Председателя ФНПР Председателю Правительства РФ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В результате значительного роста инфляции, превысившей все прогнозные значения, произошло существенное снижение заработной платы наемных работников и реальных доходов населения. Кроме того, в текущем году вследствие введения платы за капитальный ремонт в многоквартирных домах, взимания налога на недвижимость по кадастровой стоимости, повышения стоимости ОСАГО увеличились обязательные платежи и налоговая нагрузка на граждан.

При этом ряд принимаемых Правительством Российской Федерации решений ведут к дальнейшему падению уровня жизни населения.

Так, при корректировке федерального бюджета на 2015 год Правительством Российской Федерации приняты решения об уменьшении бюджетных ассигнований на отрасли социальной сферы, в том числе, отмена с 1 октября 2015 года индексации заработной платы работников бюджетной сферы (планировалось 5,5% при фактической инфляции в годовом исчислении 15,3%). Приостановлено выполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597, от 1 июня 2012 г. №761 и от 28 декабря 2012 г. №1688 (далее – указы Президента Российской Федерации) в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы.

Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в нарушение действующего законодательства предполагается индексация пенсий, социальных выплат, пособий ниже фактической инфляции; предусматривается изменение методики оценки выполнения указов Президента РФ и занижение ранее установленных целевых ориентиров в части повышения к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы; снижаются объемы дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование реализации положений указов Президента Российской Федерации.

При этом обращаем Ваше внимание, что проект основных направлений бюджетной политики и основных характеристик федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов был рассмотрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) 24 июля 2015 года после его одобрения Правительством Российской Федерации (в нарушение статьи 35.1 Трудового кодекса РФ и пункта 1.5 действующего Генерального соглашения) и без участия в заседании РТК основного докладчика от Министерства финансов Российской Федерации.

Продолжающаяся «оптимизация» учреждений бюджетной сферы, хотя и ведет к повышению заработной платы бюджетников, но за счет увеличения нагрузки на оставшихся после сокращения работников.

В то же время Правительством Российской Федерации не принимаются меры, обеспечивающие сохранение доходов трудоспособного населения.

В частности, не реализуется норма Трудового кодекса Российской Федерации по установлению минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

В настоящее время МРОТ составляет 55% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Предлагаемое в основных направлениях бюджетной политики повышение МРОТ с 1 октября 2016 года лишь на 7% приведет к ухудшению этого соотношения.

Под угрозой срыва находится выполнение Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, в части установления в 2015 году базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников бюджетной сферы.

Несмотря на неоднократные предложения ФНПР, размеры пособий по безработице не индексируются с 2009 года, и даже максимальный размер пособия по безработице более чем в 2 раза ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

По мнению российских профсоюзов, увеличение покупательной способности населения послужит стимулом для роста производства товаров и услуг первой необходимости внутри страны, основой для роста сбережений и инвестиций, создания прочной базы для развития отечественного производства.

С этой целью ФНПР предлагает Правительству Российской Федерации:

- довести минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в срок до 2017 года;

- сохранить действующий механизм индексации пенсий, пособий, социальных выплат;

- обеспечить безусловное выполнение указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора, не допуская искусственного занижения целевых показателей по заработной плате;

- увеличить дотации федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;

- пересмотреть размеры пособий по безработице;

- приостановить взимание налога на недвижимость физических лиц на основе её кадастровой оценки до утверждения единой и обязательной методики определения кадастровой стоимости и до стабилизации экономической ситуации в стране;

- ускорить работу по установлению базовых окладов работников бюджетной сферы по профессиональным квалификационным группам в 2015 году.

Предлагаемые меры позволят снизить социальную напряженность и стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране.

Председатель ФНПР М.В.Шмаков


Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Предложения финансового блока по формированию бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов, изложенные в основных направлениях бюджетной политики, Федерация Независимых Профсоюзов России рассматривает как очередную попытку решить проблемы неэффективности экономики за счет понижения уровня социальной защиты работников путем изменения действующих норм и порядка обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию.

Игнорируя ранее достигнутые договоренности и экспертные оценки, вновь поднимается вопрос повышения пенсионного возраста. Несмотря на многократное обсуждение, эта проблема рассматривается без учета состояния системы здравоохранения, демографической ситуации и возможности трудоустройства старшего поколения.

Решение вопроса выплат пенсий работающим пенсионерам или введение соплатежей в системе обязательного социального страхования невозможно без изменения политики заработной платы и расширения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Реформирование системы досрочных пенсий требует решения комплекса вопросов связанных с организацией трудового процесса, внедрением новой техники и технологий, улучшением охраны труда и профилактическими мероприятиями. В 2014 году техническими инспекторами труда профсоюзов выявлено 2,8 тысячи нарушений проведения специальной оценки условий труда. Проверками были охвачены примерно тысяча предприятий в 46 субъектах Российской Федерации.

В условиях роста цен и удорожания жизни неприемлемыми являются предложения по частичной индексации пенсий и очередном изменении порядка назначения пособий по временной нетрудоспособности, следствием чего станет снижение уровня страхового обеспечения работников.

К числу факторов дестабилизации системы обязательного социального страхования и уровня социальной защиты следует отнести возвращение в государственное обязательное пенсионное страхование накопительного компонента. В условиях дефицита финансов из текущего пенсионирования отвлекается и передается в негосударственные пенсионные фонды более 1 трлн. рублей, что влияет на размеры выплачиваемых пенсий в солидарной системе, которые могли бы быть выше на 25-30%.

Федерация Независимых Профсоюзов России считает необходимым констатировать, что предлагаемые новации крайне негативно воспринимаются в трудовых коллективах, и предлагает Правительству Российской Федерации не принимать ухудшающих социальную защищенность работающих решений, учитывая, как низкий уровень страхового обеспечения практически по всем видам социального страхования, так и низкий уровень заработной платы большинства работников.

Председатель ФНПР М.В.Шмаков

Уфимская Декларация IV Профсоюзного форума стран БРИКС

Тезисы:
1. Мы, профцентры, объединяющие в своих рядах сотни миллионов трудящихся, убеждены, что для развитых экономик крайне важно придерживаться ответственной макроэкономической и финансовой политики и проводить структурные реформы, создающие достойные рабочие места и источники дохода для трудящихся мира.

2. Все более распространяющаяся неолиберальная глобализация ведет к уничтожению рабочих мест и экосистемы Земли. В 2014 году 1% населения планеты владел 48% мирового богатства, а к 2016 году этот «золотой процент» будет владеть более чем его половиной. Огромное число трудящихся не имеет гарантий занятости и живет в условиях самого высокого уровня неравенства на памяти живущих поколений. За последние два года половина всех рабочих семей испытала на себе либо безработицу, либо неполную занятость, а 1,2 млрд. людей живут в крайней нищете. Согласно докладу МОТ в 2014 году мировая безработица составляла 207 млн. человек при прогнозируемом росте до 220 млн. Такая экономическая модель углубляет неравенство, ослабляет демократию и подрывает справедливость для всех.

3. Мы не можем согласиться с тем, что меры жесткой экономии, потерпевшие неудачу в Европе и в США, являются «выходом из кризиса». Доходы должны использоваться для увеличения инвестиций в реальный производственный сектор, инфраструктурные проекты, образование, здравоохранение, науку и технологии, профессиональное обучение и повышение квалификации; инвестиции должны использоваться для создания достойных рабочих мест и обеспечивать более высокую заработную плату. Укоренившееся, хронически углубляющееся неравенство не является следствием естественных законов экономики: это порождение проводимой политики, и его можно преодолеть, если изменить такую политику в интересах подавляющего большинства граждан.

4. Основополагающие права на профсоюзное представительство и коллективные переговоры оказались под угрозой в одних государствах и подвергаются прямым атакам в других. Работодатели ряда стран пытаются подорвать право на забастовку, ставя под сомнение это фундаментальное завоевание трудящихся, признаваемое МОТ.

5. Профсоюзы являются действенной силой по защите демократии, в борьбе за справедливость и экологически устойчивое будущее. Профсоюзы стран БРИКС заявляют о своей готовности занять подобающее место в этой борьбе и в первую очередь в сфере создания достойных рабочих мест, охраны труда, защиты интересов трудящихся – в том числе женщин и молодежи, - достижения социальной справедливости и устойчивого развития.

6. Укрепление БРИКС играет ключевую роль в демократизации международных связей без нарушения суверенитета и права народов на самоопределение, в совершенствовании многополярного политического мироустройства без диктата и дискриминационных экономических санкций. Трудящиеся наших стран видят в БРИКС новую, более справедливую модель глобальных отношений, которая должна строиться поверх традиционных водоразделов Восток-Запад и Север-Юг.

7. БРИКС - формирующаяся структура нового глобального управления. Его эластичный мандат позволяет наиболее динамичным экономикам мира рассматривать гораздо более широкий круг вопросов, чем, например, в Совете безопасности ООН, и найти ответы на многие экономические и экологические вызовы. Решения БРИКС производят умножающий эффект, поскольку участвующие в нем ключевые государства в состоянии транслировать принимаемые в БРИКС решения в ведущие международные учреждения.

8. Страны БРИКС сближают их последовательные совместные усилия по реформированию мировой финансово-экономической системы. Все страны БРИКС заинтересованы в экономическом росте на основе развития современных технологий и человеческого потенциала. Это может стать реальным общим стимулирующим фактором дальнейшего подъема при активном участии миллионов трудящихся, заинтересованных в справедливом распределении доходов и благ.

9. Структуры гражданского общества и профсоюзы, как их наиболее массовые представители, призваны оказывать конструктивное давление на лидеров своих государств, властные структуры и работодателей с целью побуждать их к созданию эффективных механизмов более стабильного экономического и финансового мирового порядка. Все мы заинтересованы в ускоренной модернизации наших экономик, всего нашего общества.

10. Когда мы говорим о свободном и процветающем государстве, то оперируем комплексными понятиями, в которых тесно переплетаются экономические, политические и социальные составляющие. То же самое можно сказать и о группе стран, исторические особенности развития каждой из которых привели их к суверенному решению объединиться в одну из крупнейших в современной истории экономическую и политическую сущность под названием БРИКС.

11. Устойчивое развитие, социальная справедливость и права человека предоставляют государствам-участницам БРИКС и другим странам, которые в перспективе могут к нему присоединиться, надежный фундамент для системного продвижения по пути прогресса в интересах всех граждан Объединения и всего человечества в целом.

12. Для формирования суверенной независимости от обанкротившейся Бреттон-Вудской системы страны БРИКС могут в полной мере задействовать резервы Нового Банка развития и Пула условных валютных резервов, которые по общему потенциалу (200 млрд. долларов) равны потенциалу МВФ. Профсоюзы поддерживают эти усилия и рекомендуют правительствам стран БРИКС создать собственное рейтинговое агентство и фондовую биржу. Это создаст рычаги действенного влияния на мировую экономику.

13. Мы ожидаем, что правительства стран БРИКС будут более решительно добиваться реформирования МВФ и Всемирного банка. Настало время для установления реального контроля над крупнейшими МНК на территории наших стран и подчинении их деятельности целям развития. Профсоюзы призваны играть свою роль в этом процессе. Для этого мы располагаем трехсторонней Декларацией принципов МОТ, касающейся МНК и социальной политики.

14. Прошедший 2014-й год стал свидетелем дальнейшего развертывания Третьей промышленной революции. Быстрый технологический прогресс сегодня позволяет выйти на новые уровни в сфере автоматизации, робототехники, нанотехнологий, новых материалов, стандартов потребления энергоресурсов и организации производственных процессов. Очевидно, что все это повлечет за собой концентрацию и централизацию капитала, даст толчок переналадке производства и росту конкуренции в сфере монополий и олигополий, что неизбежно окажет повсеместное влияние на доходы и занятость трудящихся.

15. На этом фоне активно развиваются гибкие формы организации труда и производства, принципиально новые формы межгосударственного взаимодействия. Важно, чтобы страны БРИКС с самого начала участвовали в этом процессе и сосредоточили усилия народов и государств на технологическом рывке, на вопросах созидания и преобразования в интересах всех слоев общества в наших странах.

16. Третьей промышленной революции должны соответствовать адекватные социально-экономические отношения. Именно поэтому профцентры стран БРИКС, объединившиеся в профсоюзный Форум, настоятельно ставят вопрос о подобающем им месте в структурах БРИКС наравне с организациями работодателей. Модель взаимодействия в социальном треугольнике профсоюзы – бизнес сообщество – государственные структуры, которая уже давно доказала свою эффективность на национальном уровне в каждой стране БРИКС, должна найти свое логическое продолжение и в масштабах всего Объединения. Подобная «интегральная модель» без малого сто лет эффективно работает в мировом масштабе в стенах МОТ – ведущей организации системы ООН – и называется трипартизмом. Любые политико-экономические решения государств и их объединений имеют прямые последствия для мира труда, и его законные представители должны участвовать в их подготовке и обсуждении. На этом настаивает МОТ в рамках своей парадигмы Достойного труда, опирающейся на комплекс норм труда и контрольных механизмов Организации, на этом настаивают представители трудящихся стран-участниц БРИКС.

17. IV Профсоюзный Форум БРИКС проходит на территории Российской Федерации в год 70-летия Победы над фашизмом и окончания Второй мировой войны. Время не в силах стереть из нашей памяти горе и страдания народов, подвергшихся военной агрессии. Мы призываем правительства стран-участниц БРИКС сделать все возможное для снижения политической напряженности, обеспечения безопасности и стабильности в мире, прекращения военных действий всюду, где они ведутся, способствовать активному и безусловному применению норм международного права для урегулирования региональных и локальных конфликтов.

18. Все мы находимся на стратегическом перекрестке развития цивилизации и должны быть достойны выпавшей нам исторической ответственности.

Выступление председателя ФНПР М. В. Шмакова на IV профсоюзном форуме БРИКС

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Позвольте мне, как председателю ведущего профцентра страны, возглавляющей БРИКС в 2015-2016 году, изложить позицию Федерации независимых профсоюзов России по текущему состоянию дел в рамках Профсоюзного Форума БРИКС и о тех планах, которые мы наметили на период председательства Российской Федерации. В ходе подготовки к IV Профсоюзному Форуму мы проанализировали пройденный путь и оценили текущее состояние дел. На этом основании можем сделать выводы о сложившихся формах нашей совместной работы.

Декларация о создании Профсоюзного Форума, подписанная в 2012 году в Москве, явилась важнейшим рубежом, после которого мы не только стали осуществлять совместную работу, но и заявили о себе на международной арене, а также донесли факт создания нашего Форума до глав государств и правительств наших стран. Начиная с бразильской встречи 2014 года в нашей работе появились признаки согласованности не только в работе над текстом Декларации, которую мы теперь стараемся тщательно готовить накануне начала Форума, но и в текущих контактах по вопросам, которые планируются к рассмотрению.

Вот и сегодня мы начали свое заседание с обсуждения текста Декларации, которая вбирает наши общие озабоченности и наши устремления. Тем самым получил дальнейшее развитие уже традиционный формат нашей работы в рамках Профсоюзного Форума, который я бы назвал «реактивным», то есть формат, призванный дать ответ на текущие вызовы, отражающий наши взгляды и позиции, содержащий призывы к правительствам стран БРИКС.

Вместе с тем мы видим, как в рамках саммитов глав государств и правительств БРИКС оттачивается еще один перспективный формат взаимодействия. Первые шаги в направлении планирования совместных действий стран-участниц БРИКС проявились еще в 2011 году во ходе саммита в г. Санья (Китай). Сегодня формат «плана действий» получает свое дальнейшее закрепление в Уфимской декларации саммита БРИКС.

Если касаться содержания Декларации саммита БРИКС, которая будет принята сегодня, то та ее часть, которая относится к социально-экономической сфере, содержит как минимум 17 разделов, среди которых мы сможем увидеть не только совместные шаги по корректировке мировой финансовой системы, новому банку развития, экономическому сотрудничеству, но и темы, прямо затрагивающие сферу ответственности профсоюзов: взаимодействие в социально-трудовой, миграционной сфере, по вопросам страхования, налогообложения, конкуренции.

Можно с большой уверенностью говорить о том, что более чем в 20 форматах, которые сложились к сегодняшнему дню на полях саммитов, генерируются десятки инициатив. Одним из таких форматов, кстати, является и наш Профсоюзный Форум. При этом эти инициативы либо соответствуют интересам профсоюзов, либо затрагивают их. В качестве примера приведу инициативу по созданию Организации по борьбе с международными картелями (Global Antitrust), которую выдвинула Федеральная антимонопольная служба России 22 июня с.г. для обсуждения соответствующими государственными регуляторами стран БРИКС. Замечу, что тезис противостояния всевластию ТНК содержится и в нашей сегодняшней Декларации, поэтому такая инициатива должна нас предметно интересовать. Тем не менее, иногда этого не происходит, как в случае с попыткой увести тему рынка труда из рук профсоюзов в сферу компетенции Гражданского форума, что нами было остановлено на самой ранней стадии.

Таких инициатив, повторюсь, рождается много, и перед нами встает вопрос: каким образом профсоюзы стран БРИКС в дальнейшем должны реагировать на эту многоплановую работу, и следует ли им, говоря языком рядовых членов профсоюзов, «всюду совать свой нос»? Это крайне непростой вопрос, так как любое наше действие или бездействие должно иметь оправданный и сбалансированный характер.

Если мы примем за основу тактику своего присутствия в БРИКС в уже сложившемся формате реагирования, то этот «реактивный» путь всегда будет носить оборонительный характер, и вряд ли нам удастся в ближайшее время выйти на диалог с работодателями, представленными в Деловом Совете БРИКС, а также найти свое место в вопросах, рассматриваемых на министерском уровне по социально-трудовой тематике, и уж тем более – внедрить трехсторонний формат общения. Единственный плюс этого пути в том, что он не требует значительных ресурсов, особенно если страна-участница не несет на себе миссии председательствующей в БРИКС. К слову сказать, потенциал такого участия еще не исчерпан, если только заложить в него «дрейф» от преобладающего сегодня принципа постановки глобальных проблем и одобрения повестки дня Саммитов в сторону оценки влияния принимаемых решений на жизнь членов профсоюзов стран БРИКС без ретуши всего диапазона мнений.

На противоположном полюсе – участие представителей профсоюзов и выработка позиций во всех возможных форматах работы, разворачивающейся в рамках БРИКС, с учетом, разумеется, легитимной компетенции профсоюзов. Но такая тактика весьма ресурсоемка.

Во-первых, для ее реализации надо одновременно с национальными координаторами профсоюзной активности в БРИКС сформировать постоянно действующий секретариат, который должен отслеживать все возможные инициативы в рамках БРИКС и непрерывно предлагать национальным профцентрам формы и способы участия в них представителей профсоюзов.

Во-вторых, мы должны будем построить свою работу у себя в странах так, чтобы обеспечить проработку каждой из этих инициатив представителями национальных профцентров при безукоризненной координации наших действий между всеми странами-участницами БРИКС.

Мне представляется, что эти две крайности не соответствуют нашим текущим интересам и возможностям. Конечно, в идеале нам бы хотелось реализовать второй вариант всеобъемлющего участия профсоюзов, но кроме ресурсных ограничений на этом пути стоят организационные, языковые и, главное, содержательные трудности. Для обоснования сбалансированной позиции мне бы хотелось заострить ваше внимание на трех важнейших темах, содержащихся в Декларации Профсоюзного Форума, которую мы совместно разработали и сегодня передали Президенту Российской Федерации.

Первая тема – искусственное происхождение кризисов последних лет, которые служат мотором раскручивания нового наступления на права наших членов профсоюзов. Это наступление идет по важнейшим для нас направлениям:

- снижаются доходы трудящихся, увеличивается безработица, растет бедность;

- снижается уровень социальной защищенности и социальных гарантий самих работников и членов их семей, женщин и молодежи, увеличивается неравенство;

- продолжается наступление на основные права трудящихся и, в частности, право на забастовку.

Перечисленные в рамках этой темы проблемы лежат в сфере экономики труда, являются следствием неолиберализма в мировой и национальных экономических политиках. Они повторяются из года в год, носят устойчивый характер, и мы не находим признаков улучшения по любой из них. Это означает, что коренные интересы наших членов профсоюзов, а значит и наших профцентров, сосредоточены вокруг этой темы. Не будем наивными: внутренняя экономическая политика не только в России, но и в ряде других странах БРИКС, содержит в себе черты либерализма, которые резко критикуются со стороны трудящихся. В некоторых случаях эта критика весьма остра и сопровождается конфликтами.

У нас нет оснований ожидать благостной атмосферы вокруг наших идей внедрения социального партнерства в рамках БРИКС в ущерб интересам работодателей. Без упорной работы с национальными правительствами и объединениями работодателей мы здесь ничего не добьемся.

Вторая тема – настоятельная необходимость найти механизм сдерживания негативных тенденций, которые были нами перечислены. Мы формулируем этот механизм как явное влияние со стороны массовых профсоюзов на политику правительств и работодателей своих стран через социальный диалог, в том числе, на уровне БРИКС. Тем самым мы подтверждаем трехстороннее участие основных социальных партнеров в решении наиболее острых вопросов социально-трудовой сферы в этом новом формате. В качестве инструмента влияния мы предлагаем широкое внедрение системы трипартизма в социально-трудовые отношения, в том числе – в систему выработки и принятия решений в рамках БРИКС. Для этого мы настойчиво ищем форму институализации участия профсоюзов в рамках БРИКС.

Наконец, третья тема: мы обозначаем парадигму Достойного труда, разработанную МОТ, как комплекс целевых ориентиров в проведении внутренней экономической политики в каждой стране-участнице БРИКС. Мы приглашаем к участию в нашей работе представителей МОТ и МКП, подчеркивая тем самым открытый характер наших намерений и готовность к использованию лучших достижений системы трехсторонних отношений и мирового профсоюзного движения.

Как мы видим, в Российской Федерации положительное решение поставленных вопросов требует исключительных и согласованных усилий со стороны профсоюзов стран БРИКС. Мы не должны останавливаться на громких заявлениях как главном способе преодоления крайне сложных проблем. Мы в России не рассчитываем на то, что отражение наших намерений в Декларации Профсоюзного Форума каким-то сверхъестественным образом приведет к их реализации. Мы должны активно работать над исполнением заявленных планов не только в рамках подготовки и проведения Профсоюзных Форумов, но и постоянно на национальном и международном уровнях.

Как же добиться выполнения сформулированных нами задач? Прежде всего, необходимо преодолеть недостатки в организации нашей совместной деятельности. Пусть мы и не готовы завтра создать международный секретариат БРИКС, но мы в состоянии назначить национальных координаторов и построить их работу по конкретным направлениям. Мы должны дать им в руки инструменты четкого согласования позиций как внутри каждой из стран между различными профцентрами, так и между нашими странами на рабочем уровне. Это должно распространяться не только на организационные моменты проведения очередного Профсоюзного Форума БРИКС, но и на содержательные вопросы текущей повестки дня. С нашей точки зрения мы должны упорядочить работу самого Профсоюзного Форума, придать организационную ясность всем нашим действиям. Нам необходимо установить правила и процедуры, которые будут приняты всеми и понятны каждому участнику. Такие правила есть у Делового Совета; определенных правил придерживаются на межгосударственном уровне правительства наших стран, поэтому мы с российской стороны выдвигаем Организационную инициативу, подразумевающую упорядочивание проведения Профсоюзных Форумов. Мы предлагаем рассмотреть наш проект в каждой из стран, выразить мнение о его целесообразности, дать свои замечания и предложения до 1 октября 2015 года. Если получим одобрение, будем просить вас после доработки рассмотреть и принять этот документ на следующем Профсоюзном Форуме.

Во-вторых, нам необходимо кардинально улучшить каналы связи и взаимную информированность о наших странах и о профсоюзном движении. Имею в виду не только общеизвестные факты географического, экономического и политического характера, но и сведения об истории профсоюзного движения, его традициях и современном устройстве, а также о текущих проблемах наших членских организаций. Для решения этой задачи предлагаю рассмотреть еще две инициативы.

«Информационная инициатива» могла бы быть реализована в виде создания сводного интернет-ресурса, который бы содержал необходимую информацию, доступную и рядовым членам профсоюзов, и нам на уровне профцентров. О размещении, структуре и других деталях, касающихся создания такого ресурса, мы готовы проинформировать профцентры через национальных координаторов в ближайшем будущем.

Есть еще одна инициатива, которая требует дополнительной проработки с отраслевыми профсоюзами. Эту инициативу мы условно называем «инициативой по обменам». Мы предлагаем изучить вопрос о международных обменах между профсоюзными организациями наших стран на всех уровнях и придать им более ясную направленность, имея в виду укрепление отношений по линии БРИКС. Кроме того, нам известно о молодежных обменах, которые планируется проводить по линии межгосударственных программ в рамках БРИКС. Мы намерены через органы власти нашей страны продвинуть предложение о распространении такой программы на молодежный профсоюзный актив. Полагаем, что и в других странах можно проработать такой подход. Эту инициативу мы также будем готовы предложить для рассмотрения через национальных координаторов в ближайшем будущем.

В-третьих, хотел бы напомнить, что на предыдущей нашей встрече в Бразилии мы с российской стороны, а чуть ранее – наши коллеги из Китая, представляли проекты и программы, которые ведутся в учебных и исследовательских учреждениях профсоюзов. Мне кажется, что этот потенциал нами не используется в должной мере. Предлагаю рассмотреть возможность осуществления совместного исследовательского проекта, который позволит нам выявить и ясно сформулировать совместные интересы всех национальных профцентров. Нам важно знать среднесрочные приоритеты профсоюзов стран БРИКС не только в рамках уже обсуждавшихся вопросов, но и по всем аспектам профсоюзной деятельности, а если говорить шире – по всей социально-экономической повестке дня. Такой объективный перечень, а может быть и рейтинг совместных интересов, позволит нам целенаправленно и рационально использовать ограниченные ресурсы и более предметно строить нашу работу.

Кроме того, мы предложили бы провести в наших странах исследование по вопросам, которые позволят оценить наш потенциал влияния:

- представительность наших организаций в отраслевом и территориальном разрезах, членской численности;

- влияние в переговорных процессах с работодателями;

- вес политического влияния профсоюзов на национальном уровне;

- устойчивость наработанных профсоюзами механизмов влияния на экономическую и социальную политику в своих странах.

Результаты такого исследования позволят нам более точно оценить свои возможности во взаимоотношениях с работодателями и правительствами и обоснованно строить работу с ними. Со своей стороны мы готовы дать старт такому проекту в период нашего председательства в БРИКС.

Если мы сможем наладить сотрудничество в сфере исследований по обозначенным темам, мы заложим неплохую основу для формирования международной группы экспертов, ориентированных на интересы профсоюзов. По нашему мнению, такая группа экспертов необходима: если взглянуть за пределы экономических интересов профсоюзов, мы увидим, что повестка дня сотрудничества стран БРИКС непрерывно расширяется, и уследить за актуальной тематикой все труднее. Эксперты могли бы оказать в этом неоценимую услугу профсоюзному движению.

Завершая свое выступление, хотел бы подчеркнуть в присутствии уважаемых представителей международных организаций – МКП и МОТ, – что ФНПР трезво оценивает складывающуюся международную обстановку. Мы чувствуем ее осложнение не только в отношении России и понимаем, что в ближайшие несколько лет она не развернется в обратную сторону. Невзирая на это мы против восстановления «блоковых» конструкций и не считаем объединение в рамках БРИКС инструментом противостояния или разделения. Наша философия состоит в следующем: если какие-либо страны, обладающие реальным суверенитетом, не находят реализацию своих устремлений в рамках сложившихся наднациональных структур, у них всегда есть право искать способы решения накопившихся проблем за их пределами в двухстороннем или многостороннем общении. Мы рассчитываем на то, что столетний опыт МОТ и безусловный авторитет МКП помогут нашему сотрудничеству в рамках БРИКС. Мы готовы использовать весь арсенал доступных форматов для дальнейшего продвижения очищенных от сиюминутной конъюнктуры ценностей профсоюзного движения, в том числе в рамках БРИКС.

Спасибо за внимание.

Профсоюзы стран БРИКС решают общие проблемы

9 июля 2015 года в Уфе в рамках Саммита БРИКС* прошел IV Профсоюзный Форум, в котором приняли участие профцентры стран – членов БРИКС.
Профсоюзный Форум открылся 9 июля пленарным заседанием, в ходе которого участниками была принята, а затем парафирована Декларация Профсоюзного Форума. Вслед за этим делегация участников Форума во главе с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым направилась в Конгресс-холл на встречу с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. От лица представителей международного профсоюзного сообщества и руководителей национальных профцентров стран БРИКС лидер ФНПР вручил Владимиру Путину парафированный текст Декларации IV Профсоюзного Форума.

По мнению Михаила Шмакова встреча прошла крайне успешно. Президент России проявил серьезный интерес к тезисам Декларации, ознакомился с ней и обсудил с делегацией профсоюзных руководителей.

В документе отмечается, что «все более распространяющаяся неолиберальная глобализация ведет к уничтожению рабочих мест и экосистемы Земли. В 2014 году 1% населения планеты владел 48% мирового богатства, а к 2016 году этот «золотой процент» будет владеть более чем его половиной… За последние два года половина всех рабочих семей испытала на себе либо безработицу, либо неполную занятость, а 1,2 млрд. людей живут в крайней нищете. Согласно докладу МОТ в 2014 году мировая безработица составляла 207 млн. человек при прогнозируемом росте до 220 млн. Такая экономическая модель углубляет неравенство, ослабляет демократию и подрывает справедливость для всех».

Глобальное профсоюзное движение не может согласиться с тем, что «меры жесткой экономии, потерпевшие неудачу в Европе и в США, являются «выходом из кризиса». Доходы должны использоваться для увеличения инвестиций в реальный производственный сектор, инфраструктурные проекты, образование, здравоохранение, науку и технологии, профессиональное обучение и повышение квалификации; инвестиции должны использоваться для создания достойных рабочих мест и обеспечивать более высокую заработную плату».

«Укрепление БРИКС, - подчеркивается в Декларации, - играет ключевую роль в демократизации международных связей без нарушения суверенитета и права народов на самоопределение, в совершенствовании многополярного политического мироустройства без диктата и дискриминационных экономических санкций. Трудящиеся наших стран видят в БРИКС новую, более справедливую модель глобальных отношений, которая должна строиться поверх традиционных водоразделов Восток-Запад и Север-Юг...», - говорится в документе.

Кроме того, профсоюзы рассчитывают на институционализацию профсоюзной стороны в рамках БРИКС.

IV Профсоюзный Форум БРИКС проходит на территории Российской Федерации в год 70-летия Победы над фашизмом и окончания Второй мировой войны. В связи с этим Декларация призывает правительства стран-участниц БРИКС «сделать все возможное для снижения политической напряженности, обеспечения безопасности и стабильности в мире, прекращения военных действий всюду, где они ведутся, способствовать активному и безусловному применению норм международного права для урегулирования региональных и локальных конфликтов».

Вручив президенту России Владимиру Путину Декларацию IV Профсоюзного Форума БРИКС, его участники продолжили пленарное заседание в Доме Профсоюзов. С докладами выступили председатель ФНПР Михаил Шмаков и заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андрей Пудов.

Далее участники Профсоюзного форума ознакомились с докладами, подготовленными национальными профцентрами стран БРИКС.

На вечернем пленарном заседании будут продолжены выступления лидеров национальных профцентров, а также развернется дискуссия по текущим вопросам деятельности профсоюзов стран БРИКС в сложных социально-экономических реалиях.

* БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa).

Росстат за год до начала сельскохозяйственной переписи открывает свой сайт

1 июля 2015 года, ровно за год до Всероссийской сельскохозяйственной переписи, начал работу официальный сайт пресс-центра Всероссийской сельскохозяйственной переписи — http://vshp2016.ru/, — на котором можно будет узнать самые последние новости о подготовке к переписи.

Здесь можно ознакомиться с программой ВСХП-2016, макетами форм переписных листов, законодательными и нормативными документами, интересными инфографическими и мультимедийными материалами.

Кроме того,1 июля 2015 года также стартует конкурс профессиональной и любительской фотографии «Моя Россия», посвященный ВСХП, а в августе 2015 года будет объявлен конкурс на лучший талисман переписи. Информацию и подробности конкурсов можно будет найти на сайте пресс-центра Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

Ровно за год до переписи на федеральном уровне уже приняты все нормативные акты, регламентирующие ее проведение, разработаны и опробованы в шести регионах технология и методика ее проведения.

Напомним, что Всероссийская сельскохозяйственная перепись пройдет по всей России с 1 июля по 15 августа, а на отдаленных и труднодоступных территориях — с 15 сентября по 15 ноября 2016 года.

На данный момент уже согласован с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечень отдаленных и труднодоступных территорий, где сельскохозяйственная перепись ввиду отдаленности будет проведена с меньшей нагрузкой на переписчика.

Кроме того, в Правительство РФ внесен проект постановления Правительства «Об утверждении методики, содержащей порядок расчета нормативов для определения общего размера субвенций и порядка предоставления и распределения субвенций из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года». Субвенции из средств федерального бюджета запланированы на 2016 год на обеспечение помещениями для обучения и работы лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах сельскохозяйственной переписи, предоставление необходимой охраны помещений, транспортных средств и оказание услуг связи.

В ходе переписи будет охвачено все многоукладное сельское хозяйство России. Она коснется всех сельхозпроизводителей — от личных подсобных хозяйств, дачников, садоводов, огородников до фермерских хозяйств и крупных сельхозорганизаций.

Для сбора сведений будут широко применяться самые современные технологии — система web-сбора статистической информации Росстата через сеть Интернет, а также планшетные компьютеры, в которые переписчики будут сразу же заносить ответы респондентов. Благодаря этому потребуется меньше переписчиков, а качество и оперативность их работы повысится. Уже начаты поставки планшетов для сбора сведений и комплекты экипировки переписчиков.

Кроме технических новшеств, есть изменения в вопроснике переписи, он пополнился новыми пунктами — о применении сельхозорганизациями передовых методов ведения хозяйства, о привлечении ими кредитных средств, получении бюджетных субсидий и дотаций. Полнота и точность ответов, активность участников переписи напрямую влияет на качество итоговых данных и на дальнейшую эффективность аграрной политики государственной власти на всех уровнях.

Предварительные итоги переписи должны быть подведены в IV квартале 2017 года, окончательные — в IV квартале 2018 года.

Атаман Ермак в региональном туризме: фактор формирования историко-культурной идентичности и сохранения историко-этнической памяти

Сохранение исторической памяти является, не только современным вызовом времени, но и конституционным долгом и обязанностью каждого гражданина. В Конституции РФ, в ст.44. п. 3 читаем: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
В последние десятилетия идёт необъявленная война с нашей исторической памятью, война на уничтожение российского самосознания, нашей идентичности. Поэтому различные научные мероприятия, - конференции, круглые столы, дискуссии, лекции, выпуски научных исторических буклетов, книг, справочников направлены в первую очередь на сохранение историко-этнической памяти, воспитания патриотизма. Среди множества направлений в этом деле особое место занимает региональный туризм. Вследствие этого, развитие туризма необходимо рассматривать в триедином комплексе, - во-первых, как социально-экономический фактор, во-вторых, как фактор сохранения историко-этнической памяти и историко-культурной идентичности а, в-третьих, как фактор патриотического воспитания! Туризм, на мой взгляд, является одним из первостепенных сегментов противодействию фальсификации нашей истории, сохранения историко-культурного наследия Отечества и несёт в себе существенные компоненты по патриотическому и толерантному воспитанию наших граждан! Необходимо выявлять такие моменты региональной истории, которые связанные с выдающимися деятелями, оставившими заметный след в истории и культуры России, т.н. бренды. Одним из таких деятелей Западной Сибири, а в целом и России является казачий атаман Ермак Тимофеевич. Его имя знают во всем мире, поэтому интерес к походу Ермака, является узловым ресурсом развития Тюменского регионального туризма. Ермак это – русский Колумб Сибири, вследствие этого Тюменский регион становится привлекательным для туристов в нескольких плоскостях. Во-первых; он объединяет Европу и Азию и территориально соприкасается с двумя государственными границами РФ. Именно здесь формировался евроазиатский менталитет России. Ни один субъект РФ не имеет такой географической конфигурации.

Во-вторых; сюда пришёл Ермак со своей дружиной; здесь он погиб и нашёл вечную славу и народное почитание. Тюменский регион стал плацдармом для продвижения казаков на северо-восток России; здесь зарождались будущие казачьи войска Азиатской России. В этом месте шла своеобразная обкатка взаимоотношения казаков и местного населения. Собственно на территории региона казаки проявили себя многонациональной культурно-этнической общностью. Здесь формировались первые инородческие, в том числе и мусульманские казачьи подразделения. «Среди сибирских казаков встречались представители казахского народа, потомки калмыков, башкир, мордвы». Из отчета Главного управления казачьих войск Военного министерства о конфессиях в регулярных войсках России в 1879 г. явствует, что в Сибирском войске на 103947 православных приходилось 436 старообрядцев, 51 иудей, 3419 мусульман, 92 католика и протестанта.

В-третьих; Бывшим коллективом ИГИ ТюмГУ создана определённая научная база для привлечения туристов: - так, по заказу департамента культуры Тюменской области, в 2010 году была подготовлена коллективная монография «Казаки Тюменского региона от Ермака до наших дней», а в конце 2012 года выпущен электронный справочник «Ермак бренд России: Тюменский регион». В своё время при ИГИ ТюмГУ был создан научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона, который продолжает работать уже при Центре региональных справочных изданий ТюмГУ. За пять последних лет, Координационный Совет развернул активную научную деятельность. Следует отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации подобных научных Координационных советов нет. С 1 марта 2012 года при секторе филологии, создан центр по изучению истории и культуры казачества. По мнению ученых, занимающихся изучением истории казачества, Тюменский регион и, в первую очередь Тюменский государственный университет, стал признанным центром научного казаковедения Урало-Сибирского региона. Созданный в 2012 году электронный справочник «Ермак бренд России: Тюменский регион» направлен в первую очередь на развитие регионального туризма.

В электронном справочнике «Ермак бренд России: Тюменский регион» коллектив авторов впервые рассказывают о наиболее уникальных исторических моментах, связанные с именем Ермака. Например; один из наших выдающийся земляков, - Д.И. Менделеев занимался кораблестроением и освоением арктического мореплавания. Именно это направление научного творчества Д. И. Менделеева определяется его сотрудничеством с адмиралом С. О. Макаровым. Д. И. Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. О. Макарова, направленные на создание большого арктического ледокола. И не случайно, первый в мире ледокол, построенный при активном участии Д.И. Менделеева, получил название "Ермак", потому что его, с детских лет волновало имя легендарного атамана. Разве этот факт не является привлекательным для туристов? Является!

Или второй момент, о котором мы рассказываем в справочнике, это полуостров Ямал. А каким образом Ямал связан с именем Ермака? Всё очень просто, через великую династию мореплавателей Крузенштернов. В 1862 году у берегов полуострова Ямал потерпела крушение шхуна «Ермак» под командованием П.П. Крузенштерна. Экспедиция вела поиск Северного морского пути! Таким образом, и здесь мы видим два великих имени, которые являются привлекательными для туристов, как российских, так и зарубежных! Тем более что полуостров Ямал становиться не только «энергетическим сердцем» России, но и свяжет ж/д с Северным морским путём в единый транспортный узел, который получил название «Северный широтный путь.

Доктор исторических наук А.В. Матвеев в разделе «О Ермаке и его походе» подробно рассказал, как начинался поход, как и где он закончился и даже показал приблизительное место последнего боя атамана Ермака. Доктор филологических наук, профессор В.Н. Евсеев подготовил краткий словарь-справочник с наиболее употребляемыми терминами и понятиями. Он так же подготовил раздел «Ермак в литературе», где рассказывает о различных летописях связанных с походом Ермака. В одном из разделов мы рассказываем и показываем произведения тобольских косторезов связанных с историей похода Ермака в Сибирь. Авторы показали Ермака в фалеристике, марках и деньгах. На мой взгляд, особенно отчётливо рассказывается о памятниках Ермаку, в целом по Урало-Сибирскому региону, в том числе и о памятнике, уничтоженном в бывшем г. Ермак, ныне г. Аксу (республика Казахстан). Остатки памятника были вывезены патриотами из Казахстана, а в 2006 году памятник Ермаку казаки востановили в г. Змеиногорске, Алтайского края. Таким был памятник Ермаку в г. Ермак (ныне г. Аксу, республика Казахстан). Представлял из себя железобетонную фигуру воина в кольчуге и со шлемом на голове. На постаменте памятника имелась надпись: "ЕРМАК. ОТ БЛАГОДАРНЫХ ПОТОМКОВ ЦЕЛЛИНИКОВ".

"Мы сжились с этим памятником, выросли. Нам тоже пришлось уезжать по различным причинам. А когда решили уехать, решили памятник взять с собой. Он нам очень дорог", - вспоминал Сергей Яловцев, руководитель группы по восстановлению памятника. Памятник был демонтирован в ночь с 12 на 13 марта 1992 года. А сам город Ермак переименован в г. Аксу.

Востановленный в 2006 году памятник Ермаку в г. Змеиногорске, Алтайского края. Теперь казачий атаман, скрестив руки, гордо смотрит вдаль - теперь уже на алтайские просторы.

В справочнике даны два подробных туристических маршрутах, подготовленных аспирантами и учёными под руководством д.и.н., профессора Балюк Н.А.: 1) «Водный путь Ермака в Сибирь» по рекам Среднего Урала. 2) «Водный путь Ермака в Сибирь» по западной части Обь-Иртышского бассейна.

Справочник имеет следующие разделы:

Введение
• О Ермаке и его походе
• Карты
• Вводная часть
• Маршрут похода Ермака
• Карта Ремезова
• Современная Карта
• Краткий словарь-справочник
• Сибирское ханство
• Вооружение, оснащение, тактика
• Строгановы, Строгановские вотчины
• Казаки, Ермак и атаманы
• Сибирский маршрут отряда Ермака
• Ермак в литературе
• Исторические реконструкции
• Ермак и современность
• Ермак в памятниках
• Ермак в фалеристике
• Ермак в марках и деньгах
• Произведения тобольских косторезов
• Литература и источники
• О составителях и авторах.

Для более яркого восприятия текста, авторы использовали несколько фрагментов фильма Алексея Иванова и Леонида Парфёнова, - «Хребет России», студии «Намедни».

Поэтому, справочно-информационный комплект «Ермак – бренд России: Тюменский регион» отвечает вызовам времени и современным запросам населения России. Он особым образом сможет сформировать устойчивое туристическое пространство, не только Тюменского региона, но в какой-то степени и всего Урало-Сибирского региона.

Вместе с тем данный научный проект, не завершён и, требует дальнейшей научной разработки! Необходима финансовая поддержка для реализации третьего этапа этого научно-туристического проекта с последующим выходом на четвёртую, - заключительную стадию – подготовку и выпуск межрегионального энциклопедического справочника о Ермака.

Полная реализация проекта будет, способствует сохранению исторической памяти, развитию туризма, как в нашем крае, так в целом в Урало-Сибирском регионе и улучшению патриотического воспитания молодёжи.

Г. С. Зайцев
кандидат исторических наук
Тюменский государственный университет
Центр региональных справочных изданий

Изменения в законодательство, которые должны знать все собственники

С 01 января 2015 года, вступили в силу изменения, внесенные в ряд положений Федерального Закона № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», (далее Закон о регистрации) которые представляют большой интерес, прежде всего, для наших читателей. Наш корреспондент обратился за комментарием к Королевой Наталье Николаевне, руководителю Пыть-Яхского отдела Ростеестра ХМАО

- При обращении в регистрирующий орган заявителей интересуют сроки проведения государственной регистрации, что является не маловажным фактором, когда необходимо срочно получить расчет по сделке и уехать, при этом быть уверенным, что документы не будут приостановлены по каким либо причинам, и не вызовут сомнений при подаче или получении после регистрации.

Статья 13 Закона о регистрации установлен общий срок проведения регистрации, который составляет 10 рабочих дней, однако, этой же статьей предусмотрены отдельные сроки проведения ряда регистрационных действий, в частности, на основании нотариально удостоверенных документов. Такие сделки проходят регистрацию перехода права в сокращенный срок, в течении трех рабочих дней, следующих за днем приема документов, необходимых для его проведения. Сокращенный срок регистрации выражает не только ряд преимуществ в экономии времени для заявителя, но и является идеально «чистым» с точки зрения действующего законодательства. С 1998 года, договоры купли-продажи недвижимого имущества могут составляться как в простой письменной форме, так и быть нотариально удостоверены. При проведении государственной регистрации прав по нотариально удостоверенным договорам, в регистрирующий орган или многофункциональный центр, заявление может подаваться одной стороной, либо самим нотариусом. При этом нотариус праве запросить как актуальные сведения из единого государственного реестра прав на недвижимость по продаваемой квартире, и документы на нее, в органе, осуществляющем государственную регистрацию.

Записал Владимир Игель

Наталья Иваненко: «Психологию выживания надо менять на психологию позитивного развития»

В марте текущего года Председателем Тюменской областной организации Профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ была избрана Наталья Васильевна Иваненко. Сегодня Наталья Васильевна раасказывает о положении дел в отраслевом профсоюзном хозяйстве Тюменской области.
- Если говорить прямо, то нынешнее положение профсоюзной организованности в сфере АПК Тюменской области крайне неудовлетворительное. В 90-е годы в областную профсоюзную структуру входило 7 райкомов, это более 140 первичных профсоюзных организаций. Сейчас же существует только 2 райкома и первичных профорганизаций всего 21: в Тюменском районе - 5, в Ишимском - 10, и 6 профорганизаций на учете в областном комитете.

Областной Профсоюз работников АПК ослаблен в силу, прежде всего, объективных причин. Кризис экономики и многократные реорганизации в области агропромышленного комплекса не могли не породить распад профорганизаций.

Однако, необходимо отметить, что в большинстве регионов страны за последние 10 лет ситуация с профчленством изменилась в лучшую сторону. В АПК Челябинской области действует 410 профорганизаций, в Свердловской – 425, в Курганской – 320, в Омской – 215. В нашей же области, наоборот, за последние годы сокращение профчленства носит обвальный характер. К тому же, имеет место такой негативный факт, как противозаконное создание автономного профсоюза в АО «Птицефабрика Тюменский бройлер», не входящего в профсоюзные структуры. Закон о профсоюзах предусматривает создание самостоятельного профсоюза, но при условии, если он действует более чем в 50% субъектах РФ, или объединяет более 50% работающих в отрасли. Профсоюзы таких крупных компаний, как «Лукойл», «Газпром», «Росатом», по сути автономны, но входят в состав отраслевых профсоюзов.

На все попытки организации встречи районного комитета профсоюза с председателем профсоюза этого предприятия Задорожным С.А. было отказано из-за того, что птицефабрику посещать нельзя по причине «закрытого типа предприятия».

В новых условиях, когда полностью изменились формы собственности, соответственно, поменялась и тактика взаимоотношений Профсоюза с Властью. Сейчас более уместным стало урегулирование разногласий путем договоров, соглашений, развития социального партнерства, как нового направления в выстраивании цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере.

В настоящее время в стране набирает силу социальный диалог работодателя не с советом трудового коллектива (СТК), а с профсоюзным комитетом, как с представительным органом работников АПК, несущим в равной степени с руководителем ответственность за выполнение условий коллективного договора. Этим самым руководитель становится более защищенным в своей работе.

На конференции Аграрного союза председатель Калужского обкома Профсоюза работников АПК привел пример. Состоялось собрание по вопросу создания профорганизации. Были сомневающиеся и несогласные, но руководитель заметил: «Вам может и всё равно, а мне нет. Это политический вопрос, и его надо решать положительно». Руководитель подумал и о себе, и о людях.

На федеральном уровне заключено Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу РФ на 2015-2017 годы, сторонами которого являются: со стороны федеральных органов исполнительной власти – Минсельхоз России и Росельхознадзор, со стороны работников АПК – Профсоюз работников АПК РФ, со стороны работодателей – Росагропромобъединение и АККОР. В случае отсутствия отраслевого соглашения на областном уровне российское Отраслевое соглашение имеет прямое действие.

На областном уровне подписано 3-х стороннее Региональное соглашение: между Правительством Тюменской области, Облсовпрофом и Союзом работодателей области.

В мае месяце текущего года главам администраций муниципальных районов было адресовано письмо заместителя Губернатора, директора Департамента АПК В.Н. Чейметова о принятии совместно с Обкомом профсоюза мер по активизации работы в части развития социального партнерства в агропромышленном комплексе.

Со стороны Областного комитета Профсоюза работников АПК направлены обращения на руководителей ведущих сельхозпредприятий.

Следует отметить, что в вопросе организованности профсоюзной деятельности появился некоторый импульс.

Ишимским Райкомом профсоюза (председатель Т.А. Налимова) проведен Президиум по вопросу укрепления районной профсоюзной организации. Глава Тюменского района С. Иванова через районную газету обратилась к работодателям и трудовым коллективам с обращением о роли коллективного договора в стабилизации предприятия. Тюменским Райкомом (председатель Г.П. Горбунова) в ходе встреч с руководителями определены конкретные сельхозпредприятия, на которых будут создаваться профорганизации. Устанавливается взаимодействие с Армизонским, Юргинским и Викуловским районами.

В июне месяце создана профсоюзная организация в Департаменте АПК, председателем которой выбрана Татьяна Дмитриевна Прокудина – главный специалист отдела пищевой и перерабатывающей промышленности.

Но, к сожалению, не все руководители видят в лице профсоюза надежного союзника. В то время, как первостепенная роль в разрешении социально-экономических проблем, вопросов дисциплины труда отводится именно профсоюзу.

В.В. Путин, выступая на IX съезде ФНПР 7 февраля 2015 года особо подчеркнул, «что без сотрудничества с профсоюзами невозможно строить экономику». Ведь там, где руководитель видит в профсоюзном комитете равноправного партнера и помощника, там есть совместная работа и нормальный морально-психологический климат.

В полной мере это утверждение можно отнести к работе коллективов ОАО «Птицефабрика Боровская» (руководитель Несват Евгений Георгиевич, председатель профкома Амир Наилович Муратов), ЗАО «Племзавод-Юбилейный» (руководитель Сергей Николаевич Мамонтов, председатель профкома Иван Ильич Рубан), ГАУ Северного Зауралья (и.о. ректора Елена Григорьевна Бойко, председатель профкома Дмитрий Иванович Самохвалов). Все выше перечисленные председатели профкомов активны и позитивны, ведут здоровый образ жизни, подавая личный пример, что немаловажно.

Главная цель развития социального партнерства – достижение баланса между работниками, работодателем и государством. При этом психологию выживания надо менять на психологию позитивного развития, и расчет вести на уважительное отношение к людям, к их нуждам и запросам.

Выражаю надежду, что в будущем профсоюз работников агропромышленного комплекса Тюменской области, как и раньше, будет массовым и мобильным!

Расходы бюджета урежут, бюджетное правило отменят

Стремительное падение цен на нефть вынуждает правительство отказаться от бюджетного правила – одного из базовых принципов формирования бюджетной политики на федеральном уровне.
Бюджетное правило было принято в 2004 году, когда мировые цены на нефть и газ росли, вследствие чего нефтегазовые доходы федерального бюджета оказывались выше запланированных. Тогда правительство постановило направлять излишки в Стабилизационный фонд, а при формировании бюджета на следующий год исходить не из текущей цены на нефть, а из ее среднего показателя за последние три года. В 2004 году этот показатель, получивший название «цены отсечения» составил 20 долларов за баррель, в 2006-м – 27 долларов. При этом рыночная цена российской нефти составляла в данные периоды 35 и 63 доллара соответственно.

В текущих условиях «цена отсечения» оказывается существенно выше реальной рыночной цены нефти. Средний показатель за последние три года составляет 87 долларов за баррель при текущей цене в 55 долларов. Отказываясь от бюджетного правила, то есть принимая за основу бюджетного планирования текущие низкие показатели, правительство стремится исключить возможность, при которой сокращение бюджетных расходов в 2016 году будет отменено даже в том случае, если нефть снова начнет дорожать.

«Решение отменить бюджетное правило на 2016 год было принято потому, что оно не соответствует реальности», — отметил министр экономического развития и торговли РФ Алексей Улюкаев. И если министр финансов Антон Силуанов прогнозирует возвращение бюджетного правила после 2016 года, то Улюкаев не исключает, что отмена будет продлена и на следующие годы.

Чтобы избежать существенного сокращения бюджетных расходов в 2015 году, государство влило в бюджетную систему более 3 трлн рублей из Резервного фонда. Для повторения этой операции в 2016 году ресурсов уже нет. По этой причине правительство отказалось от трехлетнего планирования и готовит однолетний проект бюджета, расходная часть которого в сравнении с 2015 годом будет значительно сокращена. О масштабах сокращения свидетельствуют опубликованные проекты постановлений правительства об урезании финансирования госпрограмм по отдельным ведомствам. Несмотря на то, что 2015 год был богат на пожары и наводнения, в 2016 году расходы на защиту от чрезвычайных ситуаций будут урезаны сразу на 25 млрд рублей или на 12%. Со 158,2 до 101,6 млрд сократится финансирование развития промышленности. На развитие Дальнего Востока потратят 61,9 млрд, при этом в 2015 году на данную программу было выделено 77,4 млрд.

«Онлайнинспекция.рф» в дешевой раскрутке не нуждается

Эту мысль я услышал в кулуарах Первой Всероссийской недели охраны труда (ВНОТ), которая проходила в Главном Медиацентре г.Сочи, при поддержке «ЭТАЛОН».
Разговор шел доверительно (в курилке) о новом сервисе Роструда «Онлайнинспекция.рф). О важности и полезности этого ресурса было сказано достаточно. Однако, было отмечено, что этот «рострудовский» ресурс нуждается в продвижении на рынке государственных услуг. Среди множества способов продвижения ресурса было сказано одним из коллег (журналистов), что если бы за каждый заход за консультацией на сайт Роструда платили на мобильник по 10 рублей, то ресурс бы был самым цитированным и самым раскрученным среди тех, кто нуждается в этом – на первом месте.

Шутка и осталась бы шуткой. Однако видя, с какой настойчивостью Роструд продвигает этот «он лайн» - сервис» и как им уже пользуются в регионах в последнее время, можно с уверенностью сказать, что к такому способу продвижению государственных услуг прибегать не пришлось. «Онлайнинспекция.рф) – реально востребованный ресурс, который, кстати, рассчитан не только на нас – наемных работников, но и на работодателей. Пожалуй, уже его нужно делать платным.

Мы разговариваем в Тюмени. Владимир Ташлыков, И О руководителя ГИТ в Тюменской области, который был непосредственным участником Сочинского форума и знающий о дискуссиях на площадках Роструда и Минтруда России, уверен в правильности подходов Федерального ведомства к открытости и стремлению оказать необходимую помощь по предотвращению нарушений трудового законодательства. Проект, который перестанет со временем быть пилотным – «Онлайнинспекция.рф» - привлекателен для тех собственников (работодателей), которые открыто ведут свой бизнес и думают о своих работниках.

По мнению Владимира Ташлыкова: Роструд реализует мероприятия, предусмотренные Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на 2015 – 2020 годы), которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028-р.

Владимир Павлович, четко выделяет пункты, на которые стоит обратить внимание. По его мнению, основными целями концепции являются (Ташлыков цитирует «рострудовский» документ):

«- обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, основанное на взаимном сотрудничестве работников, работодателей (их организаций) и федеральной инспекции труда;

– повышение эффективности государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за счёт внедрения инновационных принципов, форм и методов надзора».

Безусловно, что Концепция предусматривает формирование новой модели обеспечения соблюдения трудового законодательства, основанной на взаимном эффективном сотрудничестве между Федеральной инспекцией труда, работодателями и работниками, их объединениями, т.е. переход к «модели соответствия» и отказ от действовавшей ранее «модели санкций».

- Меньше будет штрафов, меньше будет поступлений в бюджет ведомства. Как жить то будите? – спрашиваем у Владимира Павловича.

- Штрафы, не есть прямой доход Ведомства, все штрафы идут в пользу Государства на счета Федерального Казначейства. Безусловно, они учитываются по линии Роструда. Однако, мы забываем, что за каждым, так называемым «штрафом» стоит нарушение трудового законодательства, подтверждающее (обычно пост-фактум»), что такое нарушение допущено работодателем. Представьте такой факт, что нарушений стало меньше, работодатель выполняют все свои функции и обязательства, в том числе выполняются все обязательства перед работниками. Возникает другой вопрос, а зачем держать штаты в регионах работников Государственных инспекций? И по - моему, в той идеальной ситуации – это очень правильный вопрос.

В разговоре с Ташлыковым звучат темы и примеры, когда необходимость санкций отпадает к тем, кто раньше был в числе злостных нарушителей трудового законодательства, а сейчас пройдя через системы обучения, которые организуют структуры местных органов власти (Департамент труда и занятости населения Тюменской области), ответственные за вопросы труда и занятости населения, допускают меньше нарушений трудового законодательства, меньше платят штрафов.

Видимо, действенен механизм, который проповедует Федеральная инспекция труда (переход от миссии «выявление нарушений» к миссии «содействие улучшению условий труда»). В этой связи важно, что и у работника и у работодателя формируется потребность в «цивилизованных» условиях труда и появятся эффективные механизмы защиты своих трудовых прав. Работодатель будет переориентирован с решения задачи «пройти проверку» с наименьшими потерями на решение задачи активного обеспечения исполнения требований трудового законодательства. Только таким образом возможно достичь стадии партнёрства и равноправного диалога между бизнесом, государством и работниками.

Ташлыков, как бы подтверждением идеи Роструда, озвучивает текст Концепции, предусматривающий реализацию комплекса системных мероприятий, которые в том числе направлены на (Владимир Павлович цитирует документ):

«- обеспечение определённости, прозрачности, открытости государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- формирование и пропагандирование системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства, в том числе совершенствование механизмов экономической мотивации для соблюдения работодателями трудового законодательства и улучшения условий труда».

Именно для решения данных задач предназначен действующий в пилотном режиме Интернет-сервис «Электронный инспектор». Он является частью «Системы клиентоориентированных электронных сервисов для работников и работодателей», рабочее название которой «Онлайнинспекция.РФ». В рамках ее разработки также запущены пилотные сервисы, например, такие как «Дежурный инспектор», «Сообщить о проблеме», «1000 вопросов и ответов» и будут созданы многие другие. Отмечу, что уже действующие сервисы показали свою востребованность. Сервис «Дежурный инспектор» уже сегодня решает задачу по оперативному, всего за 3 рабочих дня, консультированию работников и работодателей. За время работы сервиса на нем предоставлены более 36 тыс. консультаций, все они опубликованы в открытом доступе. Сервис «Сообщить о проблеме», по сути, уже стал основным ресурсом Роструда по приему обращений граждан в электронном виде. С момента запуска сервиса граждане направили через него свыше 54,4 тысяч обращений, что составляет 39,7% от всех электронных обращений, поступивших в Роструд и его территориальные органы.

Запущенный в конце 2014 года сервис «Электронный инспектор» уже обретает популярность среди работодателей. Он, в первую очередь, предназначен для предоставления им инструментов проведения самостоятельной проверки соблюдения требований трудового законодательства. Сервисом также могут воспользоваться и работники, которые захотят со своей стороны оценить ситуацию в своей организации.

Работодатель или работник, может обратиться к сервису, который заменит для них настоящего инспектора труда и проведет проверку верности планируемых или совершенных процедур в интерактивном режиме. Сервис обеспечивает определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства не только за счет их доступности и актуальности, но и за счет разъяснения требований, которые предъявляются инспекторами в ходе проверок и понимания пользователями технологии инспекторской работы.

В настоящее время пилотный сервис содержит 10 проверочных листов, соответствующих разделам трудового законодательства, нарушения требований которых работодатель допускает наиболее часто:

– прием работника на работу;
– трудовой договор;
– испытание при приеме на работу;
– прекращение трудового договора по инициативе работодателя;
– прекращение трудовых отношений по инициативе работника;
– прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя при сокращении численности или штата;
– привлечение к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения);
– привлечение к дисциплинарной ответственности в виде увольнения;
– материальная ответственность работника перед работодателем;
– предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска.

В текущем году Роструд намерен разместить в открытом доступе 50 «проверочных листов», которые позволят охватить практически все институты трудового права и проверить соблюдение требований законодательства о труде применительно ко всем формам трудовых отношений.

Результатом заполнения «проверочного листа» является заключение системы об отсутствии или наличии нарушений, в случае выявления нарушений работодателю будут предложены конкретные инструменты для их устранения. Он получит правовое обоснование, почему те или иные факты, выявленные в ходе самопроверки, являются нарушениями. Сервис определит, какие конкретные действия следует предпринять в целях их устранения, а также предоставит все необходимые для этого шаблоны и образцы документов.

В настоящее время работодатели уже активно пользуются пилотной версией сервиса. В текущем году «Электронный инспектор» помог пользователям пройти 39220 проверок, в ходе который были 34,9 тыс. фактов несоответствия указываемых данных требованиям и нормам законодательства о труде.

В рамках реализации Концепции предполагается создание конкретных инструментов стимулирования работодателей для использования данного сервиса. Планируется разработать нормативно-правовую базу, на основе которой работодатель сможет в интерактивном режиме добровольно направить декларацию о соблюдении требований трудового законодательства в государственную инспекцию труда. Эта декларация будет автоматически сформирована по итогам работы с «Электронным инспектором», в том числе прохождения работодателем процедур проверки с помощью проверочных «листов» и обязательного устранения выявленных нарушений. После подтверждения результатов проверки инспекция труда сможет принять решение о мерах поощрения в отношении соответствующего работодателя. Эти меры могут выразиться в предоставлении гарантии защиты от плановых проверок со стороны надзорного органа, а также в виде других льгот, призванных стимулировать хозяйствующие субъекты проводить самопроверки и устранять нарушения до визита инспектора. Разработка этих мер экономической мотивации будет производиться совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках мероприятий по реализации Концепции.

В дальнейшем «Электронный инспектор» в значительной степени будет способствовать переходу от «модели санкций» к модели «соответствия», предусмотренному Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства. Новый сервис будет в полной мере отвечать стоящей перед Рострудом задаче – не столько выявить нарушения и наказать виновных, сколько обеспечить их отсутствие.

«Электронный инспектор» будет полезен и для работодателей, которые смогут эффективно устранять собственные издержки, в том числе связанные с проводимыми в их отношении контрольно-надзорными мероприятиями, и для работников, чьи трудовые права в результате будут соблюдаться.

Владимир Игель, по материалам пресс-службы ГИТ в Тюменской области, сайта Роструда, сайта «ЭТАЛОН», портала афорум.рф