О практике работы Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ по развитию и совершенствованию наставничества

Одним из приоритетных направлений работы межрегиональной организации является молодёжно-педагогическое движение в регионе. Работа с молодыми специалистами, как с наиболее незащищённой категорией работников строится на основе идей личностного и профессионального развития, а также молодёжно-педагогического наставничества в рамках регионального проекта «Молодые-молодым», набирающего популярность в России.

Для помощи наставникам ТМО Общероссийского Профсоюза образования организовали областную школу наставников. Цель школы — оказать методическую и организационную поддержку наставникам. В этих целях ежегодно проходят семинары наставников, выпускаются методические бюллетени, конкурсы «Две звезды», где выступают в конкурсных испытаниях и молодые педагоги, и их наставники. Традиционно проводятся конкурсы «Педагогический дебют», «Недели молодого педагога».

Меры, принятые по возрождению и развитию наставничества, принесли свои результаты. Во-первых, за последние пять лет коллективы образовательных организаций значительно омолодились. Средний возраст педагогов 41 год, сократился отсев молодых педагогов в первые три года работы. Молодые педагоги с большим желанием и интересом участвуют в конкурсах профессионального мастерства, активно участвуют в общественной жизни педагогических коллективов, в том числе в профсоюзном движении.

Справка

о практике работы Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ по развитию и совершенствованию наставничества в отрасли

Стратегический ресурс Профсоюза -молодежь. Поэтому одной из основных задач Профсоюза работников народного образования и науки РФ является участие в обеспечении условий эффективного развития Российского образования и его кадрового потенциала, повышение социального и профессионального статуса педагогического работника. В связи с чем, ТМО Общероссийского Профсоюза образования в своей деятельности уделяет должное внимание вопросам подготовки педагогических кадров, их сопровождению в период вхождения в профессию в первые 3 года, а затем закреплению в сфере образования.

Для решения данной задачи используется система наставничества, в том числе с привлечением Советов молодых педагогов и Советов ветеранов педагогического труда. Наставничество в системе образования это социальный институт осуществляющий процесс передачи социального опыта, форма преемственности поколений, одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению молодых педагогических кадров.

Решением коллегии департамента образования и науки Тюменской области и президиумом Тюменской межрегиональной организации Профсоюза народного образования и науки принято Положение о «Совете молодых педагогов» Тюменской области, создан Совет ветеранов педагогического труда.

В октябре 2020 года прошло совместное заседание Советов молодых педагогов и ветеранов педагогического труда.

На повестке дня было подведение итогов работы Советов за прошлый учебный год и планы на будущее.

Профсоюзом образования была выдвинута инициатива по созданию городского Совета наставничества, который объединил бы лучших педагогов города, доказавших свое мастерство в профессиональных конкурсах и членов Советов ветеранов и молодых специалистов. Главная функция такого Совета – кураторство педагогов-наставников в школах и детских садах.

Профсоюз взял на себя обязанность помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личные качества, профессиональные компетенции, коммуникативные и управленческие умения.

В течении последних десяти лет ТМО Общероссийского Профсоюза образования реализует проект культурно образовательной подготовки молодых специалистов. В этих целях через Советы молодых педагогов ежегодно проводятся культурно-образовательные туры по культурно-историческим местам России и области, семинары и фестивали с привлечением интересных, творческих людей, ученых, писателей, деятеле культуры.

Ежегодно ТМО Общероссийского Профсоюза образования проводит встречу с молодыми педагогами, впервые пришедшими в образовательные организации. На встречу приглашаются представители Департамента, института повышения квалификации, вузов, затем такая встреча проводится в конце учебного года. Через анкетирование молодых специалистов выявляются проблемы, анализируются и принимаются дополнительные меры поддержки (анкета прилагается).

Кроме официального наставничества закрепленного приказом руководителя образовательного учреждения, Профсоюз реализовал проект наставничества «Молодые молодым», где в качестве неформального наставника выступает представитель Совета молодых педагогов, а также наставники назначаются из числа ветеранов педагогического труда.

Для помощи наставникам ТМО Общероссийского Профсоюза образования организовали областную школу наставников. Цель школы — оказать методическую и организационную поддержку наставникам. В этих целях ежегодно проходят семинары наставников, выпускаются методические бюллетени, конкурсы «Две звезды», где выступают в конкурсных испытаниях и молодые педагоги, и их наставники. Традиционно проводятся конкурсы «Педагогический дебют», «Недели молодого педагога» (план недели прилагается).

В 2020 году принято решение создать Клуб наставников по примеру ЦС Профсоюза, в который войдут педагоги победители конкурса «Педагог года» разных лет. Традиционно проводятся рейды «Как живешь молодой учитель», конкурс эссе «Мой первый урок».

Ежегодно для молодых специалистов выпускается «Молодежный проводник» (сборник нормативных актов и профсоюзных документов по вопросам труда и социальной защиты).

Таким образом, Профсоюз выступает инициатором и организатором как формального, так и не формального движения наставников, в тоже время является коллективным наставником.

Сегодня Министерством просвещения Российской Федерации принимаются меры по введению должности «Учитель наставник» с доплатой к должностному окладу.

Меры, принятые по возрождению и развитию наставничества, принесли свои результаты. Во-первых, за последние пять лет коллективы образовательных организаций значительно омолодились. Средний возраст педагогов 41 год, сократился отсев молодых педагогов в первые три года работы. Молодые педагоги с большим желанием и интересом участвуют в конкурсах профессионального мастерства, активно участвуют в общественной жизни педагогических коллективов, в том числе в профсоюзном движении. В составе  ТМО Общероссийского Профсоюза образования 35% молодежь.