Глава тюменского профсоюза автомобилистов и дорожников раскритиковал работу общественного транспорта

«Верхи не хотят, низы не могут». Что не так с общественным транспортом в Тюмени — мнение главы профсоюза
Нугуман Залялятинов рассказал, почему не хватает водителей в автобусах, и назвал проблемы в сфере

Глава тюменского профсоюза автомобилистов и дорожников раскритиковал работу общественного транспорта. Ниже — его объяснение

К работе общественного транспорта в Тюмени у пассажиров постоянно возникают вопросы и претензии. Особенно сильно это стало заметно с наступлением зимы: пошел снег, пришли морозы. В работе автобусов настал коллапс. Ситуация усугубляется кадровым дефицитом — наблюдается острая нехватка водителей. Они нам рассказали о своей работе, условиях труда, зарплатах. В пятницу мы опубликовали текст. После этого с редакцией 72.RU связался Нугуман Залялятинов, председатель тюменского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Он рассказал о проблемах, которые есть в сфере. Далее — от первого лица.

Люди не хотят работать водителями. Причина — низкая зарплата
В малом классе автобусов, которые работают в Тюмени, платят серую заработную плату. Те суммы, которые вам озвучили водители, им дают на руки. Написали, что работают два через два. В таком графике им нельзя работать — это переработка по времени.

Исходя из той статьи, которую вы разместили, контрольно-надзорные органы должны прийти и проверить полностью, кто и как выполняет контракт, как состоялись торги, было ли снижение цены контракта, если было, то на сколько. Потому что насколько снизилась цена контракта, значит настолько и, грубо говоря, водитель недополучит зарплату, настолько и автобусы будут ремонтироваться хуже и заправляться. Поэтому идет срыв рейсов, поэтому работать не идут, и водители вынуждены два через два работать, потому что дефицит кадров.

Люди не хотят работать за низкую зарплату. В первом пассажирском предприятии не хватает водителей. По области то же самое. Зарплату работодатель не может повысить, потому что органы исполнительной власти не хотят предусматривать в расчетах [по контрактам] ту заработную плату, которую предлагают профильные общественные организации. Говорят, что в бюджете якобы денег нет. Хотя мы предлагали им отказаться от некоторых проектов и уделить внимание социальному вопросу, а перевозки на общественном транспорте к этому относятся.

Мы отдаем предложения органам власти, нам присылают отписки. И так вот на протяжении многих лет. Нас не слышат.

Надо властям на развитие общественного транспорта в Тюмени выделять еще больше денег. Но с соответствующим контролем. То есть за даже однократное неисполнение контракта нужны большие штрафные санкции.

«Надежная крыша»
Конфликт по микрорайону Лесному [подробнее можете прочитать в этом материале]. Перевозчик «Тюменьавтолайн». Официальная заработная плата у них стоит в районе 14 000 рублей. Значит, оставшуюся часть водители получают в серую. Значит, бюджет не получает соответствующие налоги. Общаюсь с администрацией города. Мне говорят, что больше некому работать. Представляете? То есть они играют на правилах, которые установили серые перевозчики, кто платит серую зарплату. Они заложники ситуации. «Тюменьавтолайн» не поехал. Они диктуют свои условия, что им не нравится, как посчитали цену контракта, поэтому и срывают эти рейсы.

В этой ситуации никто не прав. Всё по поговорке: «Верхи не хотят, низы не могут».

Даже один срыв рейса говорит о том, что можно расторгать контракт с перевозчиком. А они, видите, делают им поблажку. Значит, здесь что-то не чисто. Допустим, меня человек подвел по контракту. Почему я должен с ним дальше работать? А администрация не выдает им предписания, в суд на них не подает. С первым пассажирским предприятием сразу жестко работают. Только один срыв рейса — штрафные санкции прилетают. Потому что учредители — городской департамент. А здесь частник, которого они боятся тронуть. Потому что крыша надежна в виде городского депутатского корпуса.

И скандал, который произошел по транспортной реформе, — это только начало. Такое периодически повторяется — когда власть пытается что-то сделать, при этом не договорившись с перевозчиками, с которыми они и так справиться не могут.

Власти поторопились проводить транспортную реформу. Она нужна была летом
Я поддерживаю и введения пересадочного тарифа. Транспортная реформа нужна и необходима. Но если честно, ее нужно было вводить не зимой, а летом. По моему мнению, всё-таки поторопились: суровые погодные условия, низкие температуры, снегопад. Надо было обкатать маршруты в теплое время года, подстраховаться, людей подготовить, провести пилотные поездки, а затем заводить на постоянную основу. Всё наладится, конечно. Но осадок у людей останется.

Что делать?
Что мы предлагаем? Нужно проводить все расчеты по контрактам в соответствии с приказами Министерства транспорта и с региональными документами, уделить внимание достаточному финансированию. Самый главный момент — это обновление подвижного состава не только у основного перевозчика, но и других тоже. Дозированно. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Надо навести порядок с трудовыми отношениями. Чтобы они были легализованы и перевозчик отчитывался, сколько на самом деле у него в штате водителей. А не то, что формально у него 18 водителей, а на самом деле оказывается всего двое. Остальные не по договорам работают, а, допустим, по гражданско-правовому договору. Хотя это запрещено.

Третье — вести нормальный мониторинг. Я вам скажу, что ТТС тоже не всегда нормально работает.

Четвертый тезис — прислушиваться к общественному мнению.

Нас не слышат, когда мы предупреждаем о тех последствиях, которые, вероятно, могут возникнуть, нас игнорируют органы власти. В итоге вы видите, что начало года не очень хорошее. Есть работодатель, есть заказчик. Они должны определить правила игры. Выстроить свою работу. А дальше пойдет как нужно.

https://72.ru/text/transport/2024/01/15/73112477/

Последние события