На встречу VII Всероссийскому фестивалю «Архитектурное наследие 2024» Школа креативных индустрий «Золотая нить Сибири» родом из Тюмени

Тюменская область — один из уникальнейших регионов России с богатым историческим наследием и очень прогрессивным настоящим. Регион называют «Вратами Сибири», через которые открывается наибольшая часть нашей Родины — загадочная, необъятная и удивительная.

В Тюменской области исторически в мире и согласии проживает более 140 национальностей, объединённых культурным, духовным и природным наследием. Традиционные промыслы и ремесла края имеют богатую историю, уходящую вглубь веков. Тюменские махровые ковры и тобольская резьба по кости, расписные гончарные изделия и резные деревянные наличники, вышивка и ручное ткачество в ХIХ – начале ХХ вв. с триумфальным успехом представляли Тобольскую губернию на всех самых крупных всероссийских и международных выставках.

Нашим собеседником стала Елена Гертрудовна Сулейманова, автор и руководитель историко-культурного проекта, магистр музеологии, посол культуры Союза женщин России, учредитель Клуба ЮНЕСКО «Сибирские золотошвеи».

Мы поинтересовались у собеседницы насколько актуальными являются современные подходы креативной индустрии, связанные с высокой модой и подзабытое временем искусство золотного шитья? Смогут в современном мире уживаться и дополнять эти разделенные временем направления?

Предлагаем небольшой рассказ Елены Гертрудовны Сулеймановой

— Искусство золотного шитья было широко распространено как среди городского и крестьянского населения, так и в золошвейных мастерских монастырей, церквей и храмов, в частности Тобольском Иоанно-Введенском женском монастыре. В собраниях музеев городов Тюмени и Тобольска представлены уникальные коллекции вышитых изделий, выполненных в золотошвейной мастерской Иоанно-Введенского женского монастыря. Это расшитые золотыми и серебряными нитями одеяния священнослужителей: феноли (верхнее облачение), поручи, пояса, а также сакральные предметы церковного убранства: иконы и оклады, покровцы и покрова, хоругви и плащаницы. Женский обитель на протяжении многих лет являлся центром золотошвейного искусства Западной Сибири. Так, во время посещение Тобольска Великим князем Владимиром Александровичем Романовым (сыном Александра II) в 1868 году, настоятельница Дорофея со старшими сестрами обители поднести Его Императорскому Высочеству икону Святого Иоанна Предтечи шитую золотом и работы от учениц — туфли, расшитые золотом по голубому бархату и записную книжку вышитую золотом по малиновому бархату. Знаменательным в жизни Иоанно-Введенского монастыря был 1904 год, когда золотошвейные изделия сибирских мастериц были представлены на I Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари. Выставка была организована в Таврическом дворце Санкт-Петербурга под покровительством Императорского Дома. В работе экспозиций участвовало 78 русских православных обителей и 70 из них — это женские монастыри и общины со всех, в том числе самых дальних областей обширной Российской Империи. Это было уникальное для того времени и первое мероприятие такого рода в России.

К тому же, старинный промысел «золотное шитьё» занимало важное место в народном творчестве народов Сибири. Им украшалась национальная одежда, головные уборы, предметы домашнего обихода, церковная атрибутика и одеяния священнослужителей. Широкое распространение золотного шитья в Сибири, начиная с XVIII века, подтверждается архивными документами и музейными фондами. В начале ХХ века золотошвейное ремесло было забыто, но не утрачено. Помимо архивных источников сохранились техники шитья, старинные образцы и носители золотошвейного промысла, что послужило темой для разработки и реализации проекта Школа креативных индустрий «Золотая нить Сибири».

Проект Школа креативных индустрий «Золотая нить Сибири» направлен на интеграцию народных традиций в современное искусство путём обучения студентов инновационным техникам и технологиям моделирования одежды, сувениров и аксессуаров. Проект включает в себя изучение истории моды и золотошвейных традиций XIX в. – начала XX в.; освоение основных технологий изготовления одежды, аксессуаров и сувениров; получение практических навыков шитья и золотной вышивки для изготовления авторских изделий; приобщение студенческой молодёжи, в том числе иностранных студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, к историко-художественным традициям и народному творчеству Сибири. По итогам реализации проекта был издан и презентован Каталог «Культурно-историческое наследие золотного шиться Сибири», организована передвижная выставка «Живопись иглой: российские традиции и сибирские инновации», на которой были представлены уникальные авторские изделия в сфере моды и этнодизайна, что способствует сохранению нематериального историко-культурного наследия региона и развитию внутреннего туризма. Представители целевой группы приобрели ценные компетенции для творческой самореализации и применения полученных навыков в сфере креативных индустрий в будущем.

Владимир Игель,

(по материалам Школы креативных индустрий «Золотая нить Сибири»)

Последние события