“СЕВЕРАВТОДОР” ПРОИГРЫВАЕТ СУДЫ

Автодорожники ХМАО добились внимания контролирующих органов

Конфликт в АО “ГК “Северавтодор” (ХМАО) перешел в залы суда. За последние пару месяцев первички “Северавтодора” три иска к работодателю выиграли и один проиграли, но намерены оспаривать дальше. При этом прямо в суде юрист предприятия признала, что собирала с работников заявления о выходе из профсоюза. В одном из филиалов работники добились прокурорской проверки. Но, по их мнению, нужен прямой разговор с губернатором. “А”-СПРАВКА История конфликта На протяжении прошлого года мы рассказывали о ситуации в АО “ГК “Северавтодор” (см. “Солидарность” № 26, 28, 34, 38, 41, 2019).

Напомним, что предприятие обманом заставило работников подписать отказ от присоединения к федеральному отраслевому соглашению. В результате рабочие получают гораздо ниже положенного и с весны 2019 года стали создавать первичные организации  профсоюза работников автомобильного и дорожного хозяйства (Автодорхоз) в филиалах. На профактивистов компания начала оказывать давление, отказывалась предоставлять первичке документы и вступать в коллективные переговоры. Кроме того, работодатель создал свой, “желтый” профсоюз, куда загонял работников, и заявил, что будет вести коллективные переговоры с ним (хотя закон обязывает известить и пригласить к переговорам и другие профсоюзные организации). Вместе с тем администрация региона расплачивается с предприятием по заниженным тарифам, и получается, что сама заинтересована в нарушении прав работников.

ПЕРЕСЛАЛИ В ПРОКУРАТУРУ

В конфликте в “Северавтодоре” наметились сдвиги: ситуация привлекла внимание регионального уполномоченного по правам человека, и тот встал на сторону работников. — Изменилась и тональность ответов департамента транспорта, — констатирует Виктор Кучеренко, председатель первички в сургутском филиале компании. Впрочем, сам Виктор по-прежнему находится в простое. У него отобрали работающую технику и отправили его в простой по вине работодателя с сохранением 2/3 среднего заработка. Якобы не могут найти работающей техники для него. Этот поступок трудно расценить иначе, чем экономическое давление. Потому что на ранее закрепленной за Виктором машине, по его словам, работает другой человек: — Я сам, лично за рулем моей машины его вижу. Кроме того, сейчас новую технику получаем, так для того, чтобы на ней работать, новых людей нанимают… Даже администрация региона в своей реакции на обращение работников заявила, что это обязанность работодателя — обеспечить работой или временно перевести на другую работу с оплатой труда в полном размере. И посчитала, что нарушаются статьи 22 и 56 ТК РФ: “В связи с имеющимися в обращении признаками нарушения трудового законодательства ваше обращение направлено в прокуратуру ХМАО”.

ДОСТУП К ДОКУМЕНТАМ

5 декабря Виктор Кучеренко, председатель первички из Сургута, выиграл суд у “Северавтодора”. Пришлось в суде добиваться права, положенного профсоюзу Трудовым кодексом, — права получать локальные нормативные акты работодателя. Радость от выигранного процесса дополнилась неожиданными открытиями. — В суде юрист “Северавтодора” пыталась доказать, что я якобы еще в прошлом году запрашивал все документы, и приложила ксерокопию, на которой стоит дата за 2018 год, — рассказывал после суда Кучеренко. — Ксерокопию подделки заявления, с которым я обращался к работодателю в этом, 2019, году — мол, “прошу предоставить согласно статье такой-то ТК”. Только вот в профсоюз я вступил весной 2019 года, а до того даже был не в курсе статей Трудового кодекса. Я сразу заявил: сомневаюсь, что это заявление принадлежит мне, — и попросил суд, чтобы предоставили оригинал документа. Конечно, его не предоставили суду. Кроме того, прямо в судебном заседании работодатель признался во вмешательстве в дела профсоюза. А надо уточнить, что юрист, которая представляла интересы “Северавтодора”, заодно еще и член профкома “желтого” профсоюза. — И прямо в суде она стала доказывать, что у меня в первичке не столько людей, сколько я говорю, а почти все вышли, — продолжил Кучеренко. — Мол, заявления людей о выходе из моего профсоюза у нее на руках. Пришлось объяснять суду, что согласно уставу нашего профсоюза, который я зачитал каждому из членов организации, заявление о выходе они должны вручать мне лично. А мне их принесла пара человек всего. Таким образом “желтый” профсоюз под запись (она есть в редакции) признался, что принуждает людей выходить из первички Автодорхоза. Кроме того, в суде выяснилось, что у предприятия нет Положения о службе безопасности. А первичке отказывали в проведении собрания на предприятии именно со ссылкой на необходимость согласовать все со службой безопасности. Нет на предприятии и Положения о премировании работников. То есть премии дают без четких правил.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

В тот же день, 5 декабря, состоялось судебного заседание по еще одному иску председателя первички — “О признании незаконными действий работодателя и возложении обязанности вступить в коллективные переговоры”. Кучеренко был выбран представителем трудового коллектива своего филиала (он и еще один работник, Мамедов). К работодателю с заявлением о вступлении в коллективные переговоры и заключении колдоговора он обратился 18 июня. А 25 июня ему в этом отказали. Фото: severavtodor.ru Суд в иске тоже отказал, причем со странной формулировкой: дескать, представителей трудового коллектива избрали “исключительно с правом участия в комиссиях и мероприятиях по охране труда, требующих обязательного участия представителя трудового коллектива”. И двух представителей избрали вроде бы на тот случай, “если первый представитель будет отсутствовать по уважительной причине”. Собственно, такая трактовка событий была предложена работодателем, и суд с нею согласился. Хотя тут же подтвердил, что интересы работников при проведении коллективных переговоров могут представлять: 1) первичная профсоюзная организация, 2) иные представители, избираемые работниками. Суд счел, что предложения вступить в коллективные переговоры “поступили от неуполномоченных в установленном трудовом законодательстве лиц”, сославшись на то, что в первичке Автодорхоза слишком мало людей. “В связи с чем суд считает, что нарушений трудового законодательства не установлено”. — Решение суда очень странное, мягко говоря, — резюмирует Виктор Кучеренко. — Конечно, мы будем его оспаривать. Того же мнения придерживается и Нугуман Залялетдинов, председатель Тюменского теркома Автодорхоза: — В решении суда написан полный бред. Естественно, никаких “представителей коллектива только по охране труда” не существует. Никакой нормы относительно того, какой процент работников должна представлять первичка для приглашения к коллективным переговорам, тоже нет. Налицо полное непонимание самой сущности социального партнерства. Мне даже кажется, что судья в своем решении просто переписала документы, предоставленные “Северавтодором”, не вникая в суть.

СОУТ

Есть и еще один выигранный суд. Напомним, что в июне работники “Северавтодора” — филиала в городе Лангепас — отстояли в суде льготы, ранее потерянные в результате некачественно проведенной СОУТ. Работники обращались в суд (15 человек в одном иске и один отдельно) и доказывали, что карта специальной оценки условий труда незаконна, поскольку измерений вредных производственных факторов с использованием закрепленного за работником транспорта не производилось, а протоколы измерений были сфальсифицированы. Причем в них указано, что такие “измерения” якобы проводились даже на технике, которая на самом деле была на тот момент в ремонте. Фото: wikipedia.org Более того, в суде работник аттестующей организации показала, что она “провела измерения в предоставленных организацией транспортных средствах. Протоколы исследований тяжести и напряженности трудового процесса составлены по информации, предоставленной организацией. На протяжении всей рабочей смены ни на одном рабочем месте не проводила измерения”. Суд встал на сторону работников и признал проведенную спецоценку незаконной. “Северавтодор” попытался иски оспорить, заявив, что он — ненадлежащий ответчик. Мол, права работников нарушила АНО ТО “НИИ БЖД”, которая и проводила спецоценку. Но апелляционная инстанция пришла к выводу, что работодателя нельзя назвать непричастным: нарушения в измерениях “не могли быть неизвестными уполномоченным работникам ответчика, включенным в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, однако подписавшим карту специальной оценки условий труда без каких-либо замечаний”. Соответственно суд пришел к выводу, что “Северавтодор” как аттестующая организация “не исполнил предусмотренную ст. 212 ТК РФ обязанность по проведению специальной оценки условий труда в нормативно установленном порядке”. В конце октября работодателю было отказано в удовлетворении жалоб.

ИТОГИ

— Итоги? — задумался Нугуман Залялетдинов, — Я бы оценил результаты года как 50 на 50. С одной стороны, в условиях сурового противодействия административного ресурса мы смогли создать несколько первичек. Это достижение. С другой — из-за серьезного давления со стороны работодателя, конечно, приходится терять людей. Это потеря. Постепенно мы все-таки смогли привлечь внимание контролирующих органов. Сейчас в Нижневартовске прокуратура проводит проверку. Уполномоченный по правам человека отреагировал, департамент по труду и занятости… Суды тоже по большей части выигрываем. Но, по большому счету, радикально разрешить ситуацию можно только сверху, и только разговором с губернатором. Потому что сейчас велика вероятность, что в обход нас протащат коллективный договор, пропишут там все тарифы, какие нужно, а нам придется в суд идти, доказывать, что нас должны были известить и привлечь. И мы выиграем суд, но потеряем время.

Автор материала: Полина Самойлова E-mail: Samoilova@solidarnost.org

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/severavtodor-proigryvaet-sudy.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©