Стабильность трудовых отношений — залог стабильности общества

12 апреля в онлайн формате в рамках X Петербургского международного юридического форума проходила дискуссионная сессия на тему: «Перезагрузка трудовых отношений. Поиск баланса интересов работодателей и работников в новых условиях». Организаторы Форума посвятили дискуссию правовым аспектам общественной жизни в условиях пандемии.

Федерацию независимых профсоюзов России качестве участников на Форуме представляли заместитель Председателя ФНПР, заместитель координатора профсоюзной стороны РТК, ректор Академии труда и социальных отношений Нина Кузьмина и секретарь ФНПР, заслуженный юрист России Николай Гладков.

В своем выступлении Н.Кузьмина подчеркнула, что «в очередной раз в ситуации кризиса, в котором опять виновны не работники, расплачиваться предлагается именно работникам. Между тем именно дефицит достойного труда — причина всех кризисов, что констатирует и Международная организация труда, и все объективные исследования экономистов-трудовиков во всём мире».

Еще в конце марта 2020 председатель ФНПР Михаил Шмаков обратился к руководителям четырёх крупнейших российских объединений работодателей с предложением совместно выработать меры поддержки российской экономики и бизнеса в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Вместо ответа, «руководители объединений работодателей направили премьер-министру Михаилу Мишустину пакет своих предложений, в том числе о двукратном снижении страховых взносов и о корректировке трудового законодательства в части сокращения мер защиты работников», — напомнила Н.Кузьмина.

«Федерация независимых профсоюзов России считает самым правильным в этой ситуации строгое отслеживание выполнения трудового законодательства и пресечение попыток его ревизии, под каким бы то ни было предлогом. Меры поддержки российских предпринимателей нужно искать в плоскости не трудового, а налогового и бюджетного законодательства. И эти меры нужно искать в формате трёхсторонних консультаций — профсоюзов, бизнеса и власти», — отметила Н.Кузьмина.

По мнению Н.Гладкова «никакой перезагрузки трудовых отношений в сложившихся условиях по определению быть не может. В условиях борьбы с коронавирусом, наоборот, требуется максимальная стабильность трудовых отношений как основной части общественных отношений, законодательно регулируемых в нашем государстве. И не случайно Президент РФ Владимир Путин обратил на это особое внимание в своем Указе от 02.04.2020 № 239, установившем нерабочие дни с 4 по 30 апреля включительно с сохранением за работниками заработной платы. Более того, Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено установить повышенное пособие по безработице на 2020 год гражданам, временно утратившим работу».

«Эти меры, — отмечает Н.Гладков, — направлены на гарантии стабильности социально-трудовых отношений, а отнюдь не на перезагрузку трудового законодательства в угоду интересов бизнеса. Особенно негативно на этом фоне выглядит ситуация, связанная со стремлением работодателями устанавливать тарифные ставки и должностные оклады менее величины МРОТ, то есть ниже 12130 руб.».

Н.Гладков уверен, что сложившихся условиях надо «безотлагательно заниматься выполнением решений в виде постановлений Конституционного Суда РФ и, в частности, постановления от 11.04.2019 года № 17-П, где отмечается, что вознаграждение за труд в составе заработной платы это ничто иное, как ее тарифная часть в виде тарифной ставки, оклада, в том числе должностного. А поскольку в соответствие с частью 3 ст. 37 Конституции России вознаграждение за труд не может быть менее, установленного Федеральным законом МРОТ, то и тарифная ставка, оклад (должностной оклад) как виды вознаграждения за труд должны быть так же не менее величины МРОТ. В настоящее время величина МРОТ составляет 12130 руб. в месяц. Отсюда вытекает, что если реформировать трудовое законодательство в сложившихся условиях, то нужно срочно вносить изменения в часть 3 ст.133 и, соответственно, в часть 11 ст.133.1 Трудового кодекса РФ, чтобы минимальное месячное вознаграждение за труд, а не вообще месячная зарплата, в виде минимального размера тарифной ставки, оклада, в том числе должностного, должна быть не менее величины МРОТ (РМЗП). Это и будет выполнением решения Конституционного суда, ведь в соответствие с со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1- ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» решения Конституционного суда обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений».

Дело остается за малым, считает секретарь ФНПР, а именно добиться того, «чтобы все перечисленные органы власти, организации, должностные лица выполняли указанный ранее Федеральный конституционный закон, а значит все решения в виде Постановлений и Определений Конституционного суда РФ по означенной проблеме. Это и будет, по существу, главной мерой, направленной на защиту прав работников, особенно в нынешнее время, когда работодатели объявляют приостановку работы, пусть и не по вине работодателей и работников, когда время простоя по причинам, независящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада, в том числе должностного. Возникает вопрос, каков же реальный размер тарифных ставок, окладов, которые устанавливают работодатели? На практике — менее величины МРОТ, являющейся государственной конституционной гарантией. И в настоящее время намного ниже размера пособия по безработице, установленного для временно неработающих граждан. Но это же нонсенс!».

«Не пора ли устранить пробел в ст. 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ», — считает Н.Гладков.

Департамент по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию
профсоюзного движения Аппарата ФНПР