Хрусталь и уголь. История хрупкой девушки на неженской работе

Работа на теплоэлектроцентрали у многих ассоциируется с сугубо мужской профессией. Угольная пыль, сажа, жар печей, сложное оборудование и тяжелые металлические механизмы. Тем не менее, на ТЭЦ работает немало женщин. Газета «Солидарность. Красноярский выпуск» рассказывает о Екатерине ШЕВЕЛЕВОЙ, машинисте топливоподачи пятого разряда на Красноярской ТЭЦ-1. Девушка рассказала о своем профессиональном пути, отношении к профсоюзу, активизме и разносторонних увлечениях.

Новое место

Екатерина Шевелева работает в топливно-транспортном цехе Красноярской ТЭЦ-1 уже 11 лет. Устраиваться на предприятие пришла, когда ей только исполнился 21 год. День собеседования помнит как сегодня: оно было прямо в день рождения девушки – 25 января.

Красноярская ТЭЦ-1. Фото: sibgenco.ru

– Это был 2010 год. На ТЭЦ искали машинисток возрастом от 18 лет и весом от 40 килограмм. На тот момент я весила 39. Была очень маленькая и худенькая, а думала только об одном: хоть бы взяли. Но, несмотря на недобор по весу, меня все же устроили на станцию, – рассказывает Екатерина.

Зима – самая горячая пора на теплоэлектроцентрали, это пик отопительного сезона. Котлы «заряжены» круглосуточно, смены у работников по 12 часов. Именно в такой период 21-летняя девушка и оказалась на новой работе. Признается, первое время было очень непросто.

– Приход на станцию был для меня совершенно новым этапом в жизни, раньше никогда с подобным не сталкивалась. Прежде подрабатывала барменом, а тут сразу в такие суровые условия – угольная пыль, грохот, ручной труд. Однако то, что в начале работы казалось невозможным, со временем стало обыкновенными трудовыми буднями.

Экономист без опыта

Екатерина родилась в Красноярске, здесь же выросла и окончила школу, получила высшее образование. В дипломе у нее написано – экономист. Но работу по профессии получить не смогла.

– Я закончила Региональный финансово-экономический институт в 2014 году. Училась заочно. Когда поступала, столкнулась с тем, с чем сталкиваются сотни таких же студентов – надо было оплачивать учебу. Полгода не могла найти более или менее оплачиваемую работу. А на ТЭЦ меня взяли сразу, зарплата была достойная, я могла платить за институт, – делится девушка.

Завершив обучение в вузе, Екатерина работу так и не сменила. Хотя попытки трудоустроиться по специальности были – несколько раз ходила на собеседования. Однако работодатели, повертев «корочки» в руках, отказывали – не было опыта работы в финансах. «Видимо, рабочие у нас более востребованы, чем экономисты с дипломом», – предполагает она.

«Мой главный рабочий инструмент – лопата»

– Мое рабочее место представляет собой объемное помещение протяженностью около 180 метров. Оно называется бункерная галерея. Здесь расположен ленточный конвейер, по которому движется груз – уголь. Далее уголь поступает в котлы через решетки. Из котлов он спускается ниже, в другой цех, где сгорает, – объясняет героиня.

Фото: Александр «Russos» Попов

Перед началом работы Екатерина принимает смену, проводит осмотр рабочего помещения. Обязательный элемент – средства индивидуальной защиты. «С этим у нас строго», – замечает она. Роба, каска, респиратор, рукавицы и перчатки, защитные очки, ботинки. Кстати, ботинки тяжелые, с толстой подошвой и негнущейся пластиной на носке, чтобы ноги были целы в случае падения металлических деталей, которых в цехе предостаточно. Еще один предмет, без которого не обойтись в цехе,– беруши. В галерее шумно, и чтобы снизить нагрузку на органы слуха, работники носят шумозащиту.

– Мой главный рабочий инструмент – лопата, – продолжает рассказ девушка. – В мои обязанности входит разбивать лопатой уголь, который застревает в решетках. Уголь, поступающий на конвейерную ленту, бывает разный. Одна партия может легко проходить сквозь решетки, другая может представлять собой большие булыжники, тогда надо прилагать все силы, чтобы раздробить его.

(Не)женская работа

По словам Екатерины, машинистами топливоподачи на ТЭЦ трудятся только женщины. Но в цехах работают и мужчины: слесари, мастера, бульдозеристы, крановщики. Сложный ручной труд сегодня привычен для нее. Героиня признается, что сейчас спокойно реагирует на замечания друзей и знакомых о неженском характере своей работы.

– Когда люди слышат, кем я работаю, реагируют по-разному: некоторые просто не воспринимают всерьез, другие – удивляются, теряются, начинают расспрашивать. Один мой друг несколько лет не верил, когда слышал о моей профессии, пока не показала ему фото с рабочего места. Он был уверен, что я шутила над ним все это время, – отмечает Екатерина.

При этом сама героиня не считает свою ситуацию особенной, говорит, примеров полно, и признается, что по жизни оптимистка и привыкла искать во всем как можно больше плюсов.

– Меня поддерживает мысль о том, что я несу пользу людям, и мне это нравится. Многие проникаются уважением, услышав мои рассказы о нелегком труде машиниста. К тому же, на своей работе я постоянно нахожусь в движении, благодаря этому чувствую себя в форме. Известно ведь, что люди, сидящие в офисах, мало двигаются, это влияет на их здоровье и самочувствие. Конечно, у меня пот бежит градом, от него щиплет глаза, но ощущение всегда как после фитнес-зала, – смеется Екатерина.

Поддерживает оптимизм героини и позиция работодателя по отношению к работникам. На ТЭЦ-1 за непростые условия труда работникам положены различные социальные льготы, гарантии и компенсации – они прописаны в договоре. Действует доплата за вредные условия труда, также за вредность работникам выдают молоко, предусмотрены дополнительные дни оплачиваемого отпуска. Раз в три года работники имеют возможность отдохнуть в санаториях.

Профсоюз – это про возможности

Заявление на вступление в профсоюз Екатерина написала в первый год работы. Интерес к профсоюзному движению и желание более активно участвовать в жизни профсоюза и предприятия – то, что сегодня движет героиней. По ее словам, для нее, как молодого специалиста, участие в профсоюзной жизни – это возможность, которой нельзя не воспользоваться.

– У меня всегда была ассоциация с тем, что профсоюз – это важная и нужная организация. Сегодня уже сложно сказать, что именно заложило мне такие основы: семья, общество или я сама. Моему желанию вступить в профсоюз в немалой степени поспособствовал и руководитель нашей ППО – Вячеслав Вергазов, который жил заботами и чаяниями работников и заряжал своей энергией окружающих, защищал права и интересы членов профсоюза, организовывал культурный и спортивный досуг коллектива, – говорит героиня.

Кстати, на спортивном поприще у Екатерины немало побед. В рамках профсоюзной Спартакиады участвовала в соревнованиях по легкой атлетике, несколько раз занимала вторые и третьи места.

В списке достижений у девушки победы не только спортивных зачетов. В марте этого года Екатерина решила поучаствовать в конкурсе «Всероссийского Электропрофсоюза» «Энергетика женского рода», приуроченного к Международному женскому дню. На конкурс принимали фотографии работниц энергетики со всей страны, участвовали почти 250 представительниц. Результат превзошел все ожидания.

– Хотя моя интуиция и подсказывала мне, что я должна победить, итогов конкурса ждала с трепетом в сердце. И тут звонок из Молодежного совета Электропрофсоюза, объявили о моей победе, – замечает Екатерина.

Молодой лидер

С этого года Екатерина обучается в Школе молодого профсоюзного лидера (ШМПЛ-2021). О наборе узнала в Молодежном совете на предприятии, не откладывая в долгий ящик, решила воспользоваться возможностью прокачать свои знания о профсоюзе.

– Впечатления от обучения самые положительные. Учителя – невероятные, темы – классные, подача – не пресная, все происходит в живом диалоге, – делится впечатлениями девушка.

За время обучения в ШМПЛ Екатерина отметила одно интересное наблюдение: стала разговаривать о профсоюзе на рабочем месте с коллегами. И даже те, у кого мнение о профсоюзе не самое положительное, прислушиваются к молодой коллеге, некоторые начинают интересоваться и задавать вопросы.

– Понимаю, что переубедить кого-то я не могу, особенно, если у человека сильно укоренились негативные взгляды на профсоюз, но создать дискуссию, рассказать, как все работает изнутри, могу. Я хочу, чтобы люди осознали, что состоять в профсоюзе не значит только брать, надо и отдавать. Я хочу пробить их броню скептицизма, – рассуждает она.

«Личное дело»

Говорить о своих увлечениях Екатерина не привыкла, смущает излишнее внимание. Но их у нее немало. Например, несколько лет назад она научилась плести бисером.

– Этому меня обучила коллега. Плету объемные поделки и красивые букеты. Я по сей день удивляюсь, как я на такой сложной, грубой работе научилась настолько воздушному и женственному ремеслу, – отмечает героиня.

Еще одно ее хобби – витражи. Поделки из разноцветного стекла Екатерина уже училась делать самостоятельно. В ее коллекции с десяток работ, в которых угадывается мастерство.

Любовь к животным в свое время привела Екатерину к другому увлечению – волонтерству. На протяжении пяти лет она ухаживает за брошенными животными, лечит их, кормит, пристраивает в надежные руки.

– На станции многие знают, что я волонтер. Нередко обращаются с просьбой помочь подыскать для пушистого зверя хозяина или хорошего ветеринара. Помню, в марте прошлого года на станцию пришел щенок. Оказалось, у него рваная рана живота. Спасали всей ТЭЦ: коллеги сбрасывались на лечение, мы его выхаживали и искали семью. Сейчас пес в холке около метра, охраняет частный дом, – отмечает героиня.

Про планы на будущее Екатерина говорит с энтузиазмом. В задумке у нее организовать собственное дело. И, конечно, продолжать помогать животным. О том, чтобы двигаться по профсоюзной карьере, пока всерьез не думает, но, подчеркивает, будущее покажет.

Анна ПАВЛОВА«Солидарность. Красноярский выпуск» №28-2021