Роза Арутюнян: «Вектор развития библиотекарей имеет персонифицированный характер»

Роза Арутюнян: «Вектор развития библиотекарей имеет персонифицированный характер»
Есть профессии, которые оказываются не такими «легкими», какими кажутся на первый взгляд. Обманчива своей «легкостью» профессия библиотекаря.
Если сравнить библиотечную систему с айсбергом, то нам, читателям, видна только вершина этой работы, а именно: выдача и получение книг от читателей.
Невидимая же сторона рабочих будней библиотекаря — это ежедневный интеллектуальный труд и постоянное самообразование.
Качество работы библиотекаря зависит от множества факторов, но на первом месте всё-таки стоит квалификация и профессионализм библиотекаря.
В одном из интервью с депутатом Тюменской областной Думы В. А. Ковиным о значимых профессиях на селе, для меня было неожиданностью услышать не только о профессиях, связанных с животноводством и растениеводством, но и о важности библиотечной работы.
«В детстве мне тоже работа библиотекаря казалась легкой, — рассказал Владимир Анатольевич Ковин, — до тех пор, пока будучи на руководящей должности в совхозе «Песьяновский» не увидел сам сколько сотен килограммов книг нужно пропустить через свои руки работникам библиотек. И так может быть ежедневно. Это и оформление стеллажей и формирование «передвижных библиотек». Но главное для Библиотек создание безопасных условий и поддержание санитарных норм. Как известно, а сейчас это все знают, но тогда для меня было удивительным, что в библиотеке часто делают генеральные уборки. Книжная пыль — самая вредная для организма человека, одним проветриванием помещения ее не убрать. Детишки любят находиться в библиотеках. Поэтому библиотекари всегда в делах и не только с книгами, но и уборкой помещений и подготовкой книг к выдаче. У нас в совхозе библиотекарям доплачивали за работу во вредных условиях. Не думаю, что кардинально что-то поменялось в работе библиотекарей в настоящее время. Труд библиотекарей должен вознаграждаться соответственно его значимости в общей системе образования школьников и молодежи, патриотического воспитания и формирования личности».
Эта тема нас заинтересовала и мы решили обратиться к специалисту, знающему «Библиотечную систему» изнутри. Нашим собеседником стала Роза Фрунзиковна Арутюнян, директор МАУК «Централизованной библиотечной системы Тюменского Муниципального района», у которой мы поинтересовались значением квалификации работников при выполнении функций библиотекаря.
— Вектор развития специалистов библиотеки, — делится своим мнением Роза Арутюнян, — начался еще задолго до централизации библиотечной системы в последние 8-10 лет. Об этом свидетельствуют статистические отчеты из альбома «История библиотек Тюменского района» за прошлый век, где одно из направлений отчетности как раз является мониторинг отслеживания повышение квалификации и получение образования. Самый надежный источник информации о деятельности наших коллег — библиотекарей в советское время. Поэтому нам есть с чем сравнивать.
Отмечу, что начиная с 1922 года на территории района уже действовали восемь «изб-читален». А, уже с 1963 года, согласно отчету по форме 6 НК появляется пункт, связанный с обучением библиотечных специалистов района.
Например, из двадцати специалистов, восемь имеют законченное высшее библиотечное, двенадцать – среднее специальное библиотечное.
Прошли годы, и конечно, изменилась форма собственности, появилась юридическая единица — МАУК ЦБС Тюменского Муниципального района.
— В 2015 году была проведена централизация всех библиотек Тюменского района. Какие задачи преследовались в переформатировании «библиотечной системы Тюменского района»?
— Важная задача при централизации «Библиотечной системой Тюменского района» стояла перед библиотекарями: совершенствование работ библиотек в сельской местности, где порой библиотека оставалась единственным культурным центром в небольших населенных пунктах, доступность литературы для населения. Библиотека должна была стать центром притяжения для людей. Мы посмотрели на наш кадровый потенциал через призму новой траектории развития специалистов. С учетом того, что кадровый состав библиотекарей не менялся на первоначальном этапе все работники подошли к структурным изменениям с пониманием.
В 2015 году было проведено анкетирование библиотекарей, результаты которого и послужили новым вектором развития компетенций специалистов библиотечной системы.
В анализе анкет были выявлены причин неудовлетворенности работников:
— плохие условия труда – 41,8%;
— большие эмоциональные и физические нагрузки – 35.2%;
— скучная и монотонная работа – 11%;
— отсутствие социальных гарантий – 6.6%;
— необходимость постоянно осваивать новое – 4.4%.
В 2022 году, проведя повторное анкетирование по ранее составленным вопросам, был выявлены причины, говорящие об обратном:
— хорошие условия труда – 65,8%;
— большие эмоциональные и физические нагрузки – 15.2%;
— не скучная и не монотонная работа – 70%;
— социальные гарантии, оплата больничных листов – 95%;
— необходимость постоянно осваивать новое – 95.4%.
В рамках организации повышения квалификации специалистов в МАУК ЦБС ТМР систематически ведется работа по повышению профессионального уровня специалистов.
— Роза Фрунзиковна, какие плановые мероприятия, проводимые в последнее время, положительно влияют на уровень компетенции специалистов библиотек в вашем учреждении?
— На мой взгляд, об этом говорят статистические показатели 2020-2022 годов. В этот период были реализованы практически все запланированные мероприятия. Важно понимать, что в МАУК ЦБС ТМР на уровень компетенции специалистов библиотек влияет системность в образовательном процессе. В первую очередь это направление касается выпускников — библиотекарей, а так же вновь поступивших на работу сотрудников. Ежегодно ведётся с ними работа по изучению «Курса начинающего библиотекаря», что имеет отношение, допустим, к тем библиотекарям, которые некоторое время находились вне работы и функционирования библиотечной системы района.
Молодые специалисты изучают будущее место работы по специально разработанному специалистами МАУК ЦБС ТМР методическому пособию. В нём описываются основные термины в работе библиотекаря, методы и формы работы с читателями, правила комплектования книжного фонда, работа с отчетными и плановыми документами. Также молодым специалистам в помощь идут плановые мероприятия и примеры проведения мероприятий с описанием сценария.
Ежегодное повышение квалификации обязательная часть сотрудников библиотек.
За три исследуемых года повысили квалификацию 40 сотрудников МАУК ЦБС ТМР.
Приветствуется творческая инициативность работников. Повышение квалификации в рамках проекта «Творческие люди» ежегодно проходят не менее 5 работников.
За 2021 и 2022 год курсы повышения квалификации прошли равное количество библиотекарей. В основном курсы проходили в Санкт-Петербургском государственном университете и Кемеровском государственном университете.
Профессиональную переподготовку за три исследуемых года прошли 16 человек, основной рост пришелся на 2021 год. Библиотекари освоили такие курсы, как: Высшие библиотечные курсы, Библиотечно-информационная деятельность по направлениям — «Специалист в области библиотечного дела», «Менеджмент в сфере культуры», «Библиотековедение и библиография».
Развитие библиотечной среды не обходится без семинаров. Для библиотекарей проводятся семинары-практикумы разных уровней: районные, областные, межбиблиотечные.
Семинары позволяют совершенствовать основную работу библиотекарей: осваивать современные технологии и новые формы работы с читателями, продвигать библиотеки в социальных сетях, писать статьи на сайт и информационный портал «Культура РФ» и многое другое.
В процессе профессиональной деятельности специалистам необходимо постоянно пополнять запас знаний и навыков для укрепления способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни.
Важно отметить, что наши библиотекари получают возможность пройти обучение в онлайн режиме, не отрываясь от основной работы, и при этом есть возможность выбрать смежные направления и специальности, которые дают новое подспорье в основной работе. С развитием современного общества меняется и развивается библиотечная система Тюменского района.
Вектор развития библиотекарей Тюменского района, несмотря на большое количество курсов, семинаров и т. д. имеет персонифицированный характер. Разбег по направлениям специальностей разнообразен: от экскурсовода до психолога.

Владимир Сипетин