Обычно журналисты пишут о Вадиме Макаровиче Шитове, самом узнаваемом реставраторе тюменского региона, если формат интервью по каким либо причинам оказывается недоступным с ним лично, рассказывая о нем в третьем лице. Понятно, что
через интервью легче воспринимать доступную информацию о датах и событиях, связанных с жизнью и творчеством. Потенциальным нашим собеседником на выставке Архитектура и строительство должен был стать Вадим Макарович Шитов. глава
тюменской реставрационной мастерской «Семья Шитовых», представитель редкой, исчезающей профессии – дипломированный реставратор памятников деревянного зодчества, член Союза художников, почетный работник Союза искусств, заслуженный
работник культуры России.
Однако нашим собеседником стал тоже Шитов. только не Вадим Макарович, а Святослав Вадимович (его сын), библиограф отца и летописец всей семьи Шитовых.
— Мой отец, — начинает свой рассказ Святослав Вадимович, — Вадим Макарович Шитов, получал образование в Московском институте «Спецпроектреставрация».
Значимой частью вначале своей реставрационной деятельности отец считает практику в мастерских Москвы, Великого Новгорода, Суздаля, Вологды…где набирался производственного опыта, где окончательно связал свою жизнь с восстановлением
культурно-исторического облика объектов деревянного зодчества прежних эпох. Святослав согласен с мнением Вадима Макаровича: ( приводит цитату из одного интервью, данных отцом) «… общение с мастерами приносит большую пользу, дает
такие сведения, которые нельзя получить в стенах института».
— Сам стараюсь учиться у опытных реставраторов, — добавляет он.
— Коллеги — реставраторы считают, — подчеркивает Святослав Шитов, — что Вадим Макарович обладает не менее редкостным даром – способностью видеть и понимать красоту художественных произведений. Тетя моего отца работала в мастерской известного советского художника Александра Герасимова, старший брат – скульптор, заслуженный художник России, двоюродный брат Вячеслав Назарук – художник-баталист и одновременно мультипликатор («Приключения кота Леопольда», «Крошка Енот»).
Профессиональной деятельностью реставратора Вадим Макарович занимается более 40 лет. Он приехал в Тюмень, в то время, когда город славился большим количеством памятников старинной сибирской резьбы. В то время в Тюмени насчитывалось более 300
объектов деревянного зодчества. Реставрационные работы финансировались государственными органами, были плановыми и регулярными.
через интервью легче воспринимать доступную информацию о датах и событиях, связанных с жизнью и творчеством. Потенциальным нашим собеседником на выставке Архитектура и строительство должен был стать Вадим Макарович Шитов. глава
тюменской реставрационной мастерской «Семья Шитовых», представитель редкой, исчезающей профессии – дипломированный реставратор памятников деревянного зодчества, член Союза художников, почетный работник Союза искусств, заслуженный
работник культуры России.
Однако нашим собеседником стал тоже Шитов. только не Вадим Макарович, а Святослав Вадимович (его сын), библиограф отца и летописец всей семьи Шитовых.
— Мой отец, — начинает свой рассказ Святослав Вадимович, — Вадим Макарович Шитов, получал образование в Московском институте «Спецпроектреставрация».
Значимой частью вначале своей реставрационной деятельности отец считает практику в мастерских Москвы, Великого Новгорода, Суздаля, Вологды…где набирался производственного опыта, где окончательно связал свою жизнь с восстановлением
культурно-исторического облика объектов деревянного зодчества прежних эпох. Святослав согласен с мнением Вадима Макаровича: ( приводит цитату из одного интервью, данных отцом) «… общение с мастерами приносит большую пользу, дает
такие сведения, которые нельзя получить в стенах института».
— Сам стараюсь учиться у опытных реставраторов, — добавляет он.
— Коллеги — реставраторы считают, — подчеркивает Святослав Шитов, — что Вадим Макарович обладает не менее редкостным даром – способностью видеть и понимать красоту художественных произведений. Тетя моего отца работала в мастерской известного советского художника Александра Герасимова, старший брат – скульптор, заслуженный художник России, двоюродный брат Вячеслав Назарук – художник-баталист и одновременно мультипликатор («Приключения кота Леопольда», «Крошка Енот»).
Профессиональной деятельностью реставратора Вадим Макарович занимается более 40 лет. Он приехал в Тюмень, в то время, когда город славился большим количеством памятников старинной сибирской резьбы. В то время в Тюмени насчитывалось более 300
объектов деревянного зодчества. Реставрационные работы финансировались государственными органами, были плановыми и регулярными.
— Начинал Вадим Макарович, — продолжает свой рассказ Святослав Вадимович под запись, — с Дома Блюхера, где располагалась и его первая мастерская в Тюмени. С 1993 года он создал свою реставрационную мастерскую «Семья Шитовых», в которой он
собрал около 10 мастеров. Бригада восстанавливала по 1,5 памятника в год, и за каждым домом уже стоял в ожидании следующий. К настоящему моменту реставрационная мастерская «Семья Шитовых» – единственная профессиональная мастерская,
восстановила около 30 объектов, среди которых дома Тюмени, киоты и алтари в церквях нашего города и области.
— Когда началось восстановление церквей, алтари в них полностью отсутствовали, — вспоминает Святослав Вадимович время начала реставрационной деятельности по рассказам отца, — и то, что делали реставраторы, правильнее назвать копиями или даже
аналогами. Основой стали образцы домовой резьбы, которая, к слову сказать, пришла в Тюмень из Верхотурья, возникла из корабельной поморской резьбы. Делать что-то по примеру резьбы в храмах европейской части России, что мастеру хорошо знакомо и проще, было бы инородным. В помощь оказалась сибирская резьба, по которой восстановили церкви так, как они могли бы выглядеть до разрушения».
аналогами. Основой стали образцы домовой резьбы, которая, к слову сказать, пришла в Тюмень из Верхотурья, возникла из корабельной поморской резьбы. Делать что-то по примеру резьбы в храмах европейской части России, что мастеру хорошо знакомо и проще, было бы инородным. В помощь оказалась сибирская резьба, по которой восстановили церкви так, как они могли бы выглядеть до разрушения».
Современная Россия имеет иную экономическую модель, которая не всегда на первое место ставит сохранение объектов культурного наследия. Многие подходы с времен Советского Союза поменялись и не всегда в лучшую сторону.
По мнению Святослава Вадимовича, отец искренне был озабочен, как на его глазах стали постепенно исчезать дома, которые он мечтал восстановить. Но, хуже того, исчезали и дома уже восстановленные, уступая место стоянкам, административным и
коммерческим зданиям. Мастерскую просили поменять ее дислокацию каждые пять лет.
По мнению Святослава Вадимовича, отец искренне был озабочен, как на его глазах стали постепенно исчезать дома, которые он мечтал восстановить. Но, хуже того, исчезали и дома уже восстановленные, уступая место стоянкам, административным и
коммерческим зданиям. Мастерскую просили поменять ее дислокацию каждые пять лет.
Нынешний адрес – Дзержинского, 34 – шестой. Каждое новое здание (всякий раз это был очередной старый дом) реставрационной мастерской «Семья Шитовых» восстанавливал. Мечта Шитовых – чтобы город взял мастерскую под свою опеку, и дом на
Дзержинского, 34 стал Музеем деревянного зодчества. Благо экспонатов для музея уже более чем достаточно. Многие подлинные элементы резьбы вообще остались только у Шитова. Кроме того, реставраторы готовы проводить (и уже проводят!) полноценные
экскурсии, в том числе и по улицам, где остались памятники, погружаясь в историю города, в символику декоративных элементов. Здесь же они хотели бы держать учебную мастерскую для всех желающих. Вопрос не столько в спасении мастерской, сколько в
сохранении культурных ценностей во славу города, где памятников деревянного зодчества осталось не более 70.
Владимир Игель
(по материалам, предоставленными семьей Шитовых)