На встречу VII Всероссийскому фестивалю «Архитектурное наследие 2024» Святослав Шитов о реставрации с придыханием…независимой оценке квалификации по методикам АНО «НАРК»

Интервью с Святославом Шитовым мы планировали давно. Общались часто по телефону, но встретиться, чтобы поговорить о профессии реставратора определились во время проведения выставки «Архитектура и Строительство», прошедшей в один из дней апреля во время конференций по градостроительной политике города Тюмени на площадке «Тюменская Ярмарка».
Вопросы задавал с единственной целью — узнать: сложно ли стать реставратором? На какие специальные навыки нужно обращать внимание с детства (чтобы их целенаправленно развивать)? Где и кого могут научить реставрационным работам в Тюмени? Существуют ли в тюменском регионе так называемые «реставрационные школы» по направлениям?


— Я согласен с мнением, — начинает свой рассказ Святослав Шитов,- которое высказал в одном из интервью вашему сайту (новостной портал «АФОРУМ.РФ») Почепнев Константин Евгеньевич, начальник территориального отдела в городе Екатеринбурге Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому и Уральскому федеральным округам. Даже процитирую (Святослав заглядывает в свой смартфон): «Нужно понимать, что сама по себе реставрация включает в себя два объемных направления работы – разработка научно-проектной документации на проведение работ по реставрации памятников и непосредственно производство этих работ». «Не убавить — не добавить» — четкая формулировка.
— Соответственно, чтобы научиться разрабатывать проекты реставрации, необходимо выучиться на архитектора, а чтобы стать реставратором – получить образование по реконструкции и реставрации архитектурного наследия, — продолжает свою мысль Святослав.
По мнению Святослава Шитова, получение профильного образования – половина дела. Как и в любой профессии найти применение своим знаниям, умениям и навыкам – задача не из легких. Каких-то специальных навыков, я думаю, иметь не нужно. Единственное, если хочешь быть архитектором, то нужно любить и уметь рисовать. Хотя в нынешний век цифровизации многие архитекторы делают чертежи и проекты в специальных компьютерных программах. Если же хочешь быть реставратором, то нужно, чтобы желание и умение созидать встретились в одном человеке.
— Чтобы стать реставратором, — добавляет в свое повествование Святослав, — надо конечно любить свою страну, ее культуру и историю! Реставрация — это очень сложный процесс, подобный легендарной птице Феникс, которая возрождалась из пепла во всей своей красе! Так и профессия Реставратор — это не только соответствие перечню профессиональных образовательных стандартов, которые постиг потенциальный архитектор собирающийся сохранять (восстанавливать) недвижимые объекты культурного (исторического) наследия, но и соответствующий опыт, подтверждение своего статуса, например, независимой оценке квалификации (НОК) по методикам АНО «Национальное Агентство Развития Квалификации» (АНО «НАРК»).
— Реставраторов нужно готовить с детства, — убежден Святослав Шитов. — В каждом ребенке в раннем возрасте можно пробудить творческие качества, художника, резчика по дереву, научить его чеканке, склеиванию разбитых древних черепков керамики и многому другому. Вовлекая его в этот замечательный процесс мы его делаем соучастником великого дела, передаем ему знания и мастерство! Если зерно творчества попало в нужное сердце, то в будущем мы сможем увидеть грамотного реставратора, хорошего живописца и резчика по дереву. Все эти знания очень полезны для начинающих реставраторов, но они еще требуют усидчивости, терпения, и жертвенности!


— Такая удивительная работа, как резьба по дереву, — делится своими наблюдениями собеседник, — является не просто хорошим занятием для ребенка в свободное время, но и вносит огромный вклад в развитие творческих способностей, а также служит хорошим началом для формирования личности маленького человека через моторику. Мы стараемся максимально точно передавать во время работы с деревом не только формат и технологию изготовления предмета, но те интересные истории, которые помогают детям разбираться какие породы дерева могут подойти для изготовления сувенира или вещи.
— Замечу, — поясняет Святослав,- в педагогической практике резьба по дереву, выжигание на фанере, изготовление деревянных игрушек более старших по возрасту детей для младших — являются одним из эффективных способ воспитания творческой личности, используется очень давно. Ведь резьба по дереву помогает маленьким непоседам успокоиться и сконцентрироваться. Работа по дереву учит усидчивости заставляет даже самого озорного малыша сесть за стол и окунуться в мир фантазий, допустим во время выжигания рисунка на фанере, или во время инкрустации изделия из деревянной заготовки.
С мнением Святослава мы соглашаемся.
— А вот через раскрашивание изделия из дерева, — считает необходимым сделать акцент Святослав Шитов, — ребенок учится подбирать цветовую гамму, запоминает формы, понимает, как правильно нарисовать тот или иной элемент или персонажа. Раскрашивание деревянной игрушки, сделанной своими руками, поможет малышу научиться концентрации и улучшит внимание, а также поможет ручке крохи начать свои движения четко и правильно. Но самое главное — рисование стимулирует творчество ребенка, оно позволяет детям пользоваться своим воображением, чтобы придумывать различные истории, сценарии и создавать свое собственное искусство.
По итогам общения с моим собеседником вынес мысль: «Создание Школы реставраторов в Тюмени очень даже будет к месту. Шитовы — люди, которые полны энтузиазма, бескорыстности, готовые всеми силами сохранять наше культурное достояние и передавать его потомкам!»
Владимир Игель