РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

В нашей стране, каждый работник имеет конституционное право на труд в условия, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37 Конституции Российской Федерации).

Данное право накладывает обязанности на работодателя по созданию безопасных и здоровых условий труда, через создание, внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда (СУОТ).

Данная обязанность работодателя закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст.212 ТК РФ).

То есть, система управления охраной труда должна быть в каждой организации?

Да, и это абсолютно правильно, так как отечественная и мировая практика показала, что такие системы являются основой всей деятельности работодателя, направленной на достижение безопасности и гигиены труда.

Что из себя представляет система управления охраной труда?

Система управления охраной труда состоит из взаимосвязанных элементов и представляет собой единство:

—  организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;

—  процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;

—  устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.

В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):

а) политика работодателя в области охраны труда;

б) цели работодателя в области охраны труда;

в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее — процедуры), включая:

процедуру подготовки работников по охране труда;

процедуру организации и проведения оценки условий труда;

процедуру управления профессиональными рисками;

процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

д) планирование мероприятий по реализации процедур;

е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

и) управление документами СУОТ.

Система управления охраной труда охватывает весь комплекс задач по сохранению жизни и здоровья работников, но мы видим, что травматизм на производстве продолжается. В Тюменской области за девять месяцев 2020 года произошло 31 несчастных случаев на производстве с тяжелыми и смертельными исходами. Погибло 9 работников. В чем причина?

Обязанность работодателей по созданию системы управления охраной труда введена Трудовым кодексом Российской Федерации с 2014 года.

К сожалению, многие работодатели (особенно малого и среднего бизнеса) и по сей день не создали у себя систему управления по охране труда, или создали формально для «галочки».

Данная ситуация просматривается при расследовании тяжелых и смертельных несчастных случаев.

Так, в мае текущего года в одной из организаций города Тюмени произошел несчастный случай. Штамповщик получила травму при работе на прессе – что привело к ампутации 2,3,4 пальцев правой кисти на уровне основных фаланг. Причина – нарушение требований техники безопасности.

На первый взгляд, в происшествии виновата сама пострадавшая – самовольно переключила управление прессом с двуручного на ножное – совершив грубейшее нарушение требований охраны труда. Работы производимые на прессе с мелкогабаритными заготовками в обязательном порядке осуществляются двуручным устройством управления прессом. Это обязательное требование – чтобы руки не попали под пресс.

Однако, при детальном рассмотрении дела несчастного случая, выясняется, что у работодателя не создана система управления охраной труда, не соблюдаются требования законодательства по допуску работников к трудовым обязанностям.

Отсюда «букет» нарушений:

— пострадавшая фактически работала без обучения вопросам охраны труда;

— не проведена стажировка, проверка знаний;

— отсутствуют инструкции по охране труда для штамповщика;

— не в полном объеме выданы средства индивидуальной защиты;

— пострадавшая не информирована об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов;

— отсутствие административного и общественного контроля.

Все эти нарушения и привели к трагическим последствиям.

Другой причиной «пробуксовки» введения системы управления охраной труда в организациях является – это не системный подход при принятии законодательных и нормативных правовых актов по охране труда Министерством Труда и социальной защиты РФ.

Это, уже более сложный вопрос, связанный с оценкой профессиональных рисков и их привязки к системе социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве.

Сегодня, страхование от несчастных случаев и профзаболеваний идет по классам профессионального риска, но эти классы не увязаны с индивидуальным профессиональным риском. Раз страхование не увязано с индивидуальным профессиональным риском, то работодателю зачем заниматься улучшением условий и охраны труда, он экономически в этом не заинтересован.

Необходимо риски не обеспечения работодателем элементарных требований охраны труда увязать со страховыми выплатами в Фонд социального страхования.

Однако, на сегодняшний день Министерством труда и социальной защиты РФ не утверждено ни одной методики по определению профессионального риска. Причины известны – огромная сложность этих процедур.

На практике организации формально подходят к оценке рисков, для «галочки», что бы уйти от административной ответственности за нарушение требований охраны труда.

В итоге возникла ненужная никому, но напрягающая всех ситуация – сделайте что-то – не знаем что, не знаем как, не знаем для чего, — а Государственная инспекция труда все это детально и строго проверяет и наказывает за несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда.

Живой пример абсурдности данной ситуации. В одном из продовольственных магазинов «Магнит» произошел несчастный случай на производстве с работником. Работник, увидел, что посетитель магазина тайком взял бутылку водки и быстро покинул магазин. Работник выбежал на улицу за ним, где и получил ножевые ранения при задержании.

При расследовании данного случая Государственная инспекция труда вынесла административное наказание за то, что не были оценены профессиональные риски для работника. Да, бумажная процедура оценки рисков не проведена. Но, работодатель уже проделал мероприятия по снижению данного риска. В инструкцию по охране труда прописал, что персоналу категорически запрещается покидать помещение магазина в подобных ситуациях. А то, что работник ее нарушил, это уже другой вопрос.

Этот пример наглядность показывает абсурдность некоторых положений государственных нормативных правовых актов.

Что же тогда делать?

В этих условиях, когда есть масса нерешенных проблем, должна возрастать роль организации общественного контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем и работником. Но, это реально возможно только при наличии на предприятиях первичных профсоюзных организаций.

Практика показывает, что очень многим работодателям это не нужно.

Да это так, что говорит о их незрелости. Работодатель должен быть социально ответственным. Но  что еще настораживает, так необходимая для сохранения социального мира система социального партнерства охватывает все меньше организаций. Это проявляется в отказе от присоединения к отраслевым и территориальным соглашениям, в снижении количества заключаемых коллективных договоров, в которых большой блок непосредственно связан с реализацией требований охраны труда.

Даже количество соглашений по охране труда и планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда постоянно снижается и не контролируется. Но это неверный путь.

Придание системе управления охраной труда действенности связано, на мой взгляд, с усилением роли представителей работников. Без участия первичной профсоюзной организации на предприятии невозможно обеспечить эффективное функционирование системы управления охраной труда.

Можно сколько угодно прописывать формы возможного индивидуального участия работника в системе управления путем простого перечисления его прав, но реализация этих прав можно не добиться никогда.

Вот почему считаю целесообразным в обязательном порядке в локальных документах предприятия, касающихся системы управления охраной труда, четко прописывать участие первичной профсоюзной организации.

Первое упоминание о необходимости разработки системы управления охраной труда и ее внедрения должно быть сделано в коллективном договоре. Далее совместное участие работодателя и первичной профсоюзной организации предусматривается во всех основных процедурах системы управления охраной труда.

Рабочим органом социального партнерства в области охраны труда является комитет (комиссия) по охране труда (статья 218 Трудового кодекса РФ). Именно он должен быть «движителем» в структуре системы управления охраной труда. Как раз реализация задач и функций комитета (комиссии) позволяет добиваться эффективного функционирования системы управления охраной труда. Здоровое развитие социального партнерства есть залог успеха. Успеха предприятия и страны в целом по обеспечению безопасности и гигиены работников. Нужны только воля и желание достижения положительных результатов.

 

Залуцкий Виктор Сергеевич, главный технический инспектор труда

Союза «Тюменское межрегиональное объединение

организаций профсоюзов «Тюменский областной

совет профессиональных союзов»