НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ — ОПЫТ, КОТОРЫЙ ПОЛЕЗЕН И В ДРУГИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СФЕРАХ

Председатель ТМО Общероссийского Профсоюза Валентина Тимофеевна Худякова выступила с докладом на заседании Тюменской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Поясним, членами комиссии являются представители трех сторон:

— областных объединений профсоюзов;

— областных объединений работодателей;

— исполнительных органов государственной власти Тюменской области.

А создана комиссия для организации согласованных действий в вопросах социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов сторон социального партнерства, оказывать содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений и предотвращать коллективные трудовые споры и конфликты.

Валентина Тимофеевна входит в состав этой комиссии и, выступая сегодня, рассказала о практике работы Тюменской межрегиональной организации Профсоюза по развитию и совершенствованию наставничества в отрасли образования.

И, честно говоря, тут было чем поделиться.

Участвуя в обеспечении условий эффективного развития образования, Профсоюз вносит немалый вклад в кадровую политику областной системы образования, в частности — повышение социального и профессионального статуса педагогического работника.

Например, при адаптации молодого специалиста используется давно известный прием «Институт наставничества» в индивидуальной (формализованной) форме и групповой-корпоративной (неформализованной).

После проведенного в 2015 году социологического исследования коллективом кафедры социологии Тюменского государственного университета, по заказу Профсоюза, анализ результатов исследования выявил ряд проблем в организации наставничества как методического, так и организационного характера: неподготовленность наставников к работе с молодыми коллегами; неудовлетворительная организация процесса наставничества; бессистемность внедрения опыта; директивное введение наставничества.

Поэтому в 2016 году оперативно было принято решение создать областную Школу наставников, а в территориях области — Клубы наставников. Чтобы популяризировать это движение организовали и психолого-педагогическую, и методическую и консультационную помощь начинающим наставникам.

За это время подготовлено и издано в помощь наставникам восемь методических пособий, обобщен опыт работы по развитию наставничества в образовательных организациях Уватского, Вагайского и Абатского районов.

Поддерживая интерес наставников к этой работе, в Тюменской области проводится конкурс профессионального мастерства «Звездный час», в номинации «Две звезды» соревнуются пары – молодой педагог и его наставник, в номинации «Созвездие» – управленческие команды, победители конкурса получают грант Профсоюза — 50 тысяч рублей.

Кроме традиционных форм наставничества Тюменская межрегиональная организация Общероссийского Профсоюза реализует проект коллективного наставника «Молодые – молодым».

В течение 10 лет при Профсоюзе активно действует Совет молодых педагогов, проводятся рейды «Как живешь, молодой учитель», конкурсы: «Педагогический дебют», «Мой первый урок», «Неделя молодого педагога»культурно-образовательные туры в период летних каникул.

Ежегодно ТМО Общероссийского Профсоюза проводит встречу с молодыми педагогами, впервые пришедшими в образовательные организации, на которую приглашаются представители Департамента образования и науки Тюменской области, педагогических вузов, института повышения квалификации. В ходе встречи проводится анкетирование, анализ которого дает возможность выявить наиболее острые проблемы и принять дополнительные меры для успешного вхождения молодых специалистов в профессию.

Для молодых педагогов выпускается «Молодежный проводник» – сборник нормативных актов по вопросам труда и социальной защиты, создана группа в «ВКонтакте», на сайте Профсоюза публикуются материалы в помощь молодому педагогу, работает «Горячая линия». Именно через общение в молодежной среде у начинающих специалистов есть возможность получать действенную помощь и по профессиональным вопросам, и по личным.

Советы ветеранов педагогического труда, которые действуют во всех территориях области также реализуют свою социальную функцию в качестве наставников. Под руководством областного Совета реализуются проекты по формированию престижа учительской профессии: о заслуженных работниках образования, педагогических династиях, об учителях-тюменцах – участниках Великой Отечественной войны.

Ветераны педагогического труда помогают молодым педагогам в вопросах организации воспитательной работы, работы с родителями, а молодые учителя оказывают помощь ветеранам в приобретении навыков новых цифровых технологий.

Валентина Тимофеевна отметила, что меры, принятые по возрождению и развитию наставничества, принесли свои результаты: «Во-первых, за последние пять лет коллективы образовательных организаций значительно омолодились и теперь средний возраст педагогов — 41 год. Во-вторых, сократился отсев молодых педагогов в первые три года работы. Они с большим желанием и интересом участвуют в конкурсах профессионального мастерства, активны в общественной жизни педагогических коллективов, в том числе в профсоюзном движении. В составе ТМО Общероссийского Профсоюза образования 40% – молодежь. Проблемы, конечно, тоже есть. Главная — отсутствие в законодательной базе регламентов по деятельности наставников. Но работа на федеральном уровне в этом направлении ведется».

По итогам доклада, директор Департамента труда и занятости населения Тюменской области (координатор стороны органов исполнительной власти Тюменской области) Сидоров Александр Анатольевич подчеркнул важность и эффективность организованной работы: «Вопрос наставничества чрезвычайно важен… В вашей отрасли выстроена достаточно эффективная система, которая даёт очень хороший показатель «закрепляемости в профессии». Эту систему безусловно можно использовать в других отраслях».