Электронные библиотеки: современность и перспектива

Татьяна Клыкова считает, что на первый план в работе библиотекаря выходят технические знания и умения

О том, что библиотека до сих пор является храмом знаний – факт неоспоримый. В библиотеках сконцентрировано наибольшее количество знаний на бумажных носителях на величину общей площади мест хранения. По крайней мер, так было в конце 20 века.

Библиотеки остаются одним из главных хранилищ мыслей и знаний на бумаге. Однако за последние 15-20 лет появились иные хранилища информации альтернативные «бумажным» – электронные. Знания на бумажных носителях в библиотеках по — прежнему превалирую. Однако цифровыми книгами ни кого в современном обществе не удивишь и особенно молодежь, которая учится по ним, думает и создает образы, в том числе в творчестве, добиваясь художественного изыска, допустим, в технических моделях, в интерьерах и дизайне, а значит и в мышлении.

С Татьяной Клыковой знаком более 10 лет в бытность преподавания в Тюменском аграрном университете и обучения в аспирантуре. В настоящее время она является преподавателем АНПОО Кубанский ИПО. На некоторые вопросы наш собеседник посчитала возможным ответить.

— Насколько информация на электронных носителях превалирует над знаниями хранящимися на бумаге?

— Информация, хранящаяся в традиционной печатной форме, вызывает определенные затруднения по ее учёту, поиску, хранению, распространению и т.д. Ее поиск это в основном ручной руд: картотеки, перечни литературы и научных журналов, реестры монографий и различного рода публикаций на бумажных носителях. Все это по старинке приходится перелопачивать. Развитие вычислительных и информационных технологий разрешило обозначенные затруднения, значительно упростило также и доступ к информации.

Применение компьютерных технологий в целях обработки и хранения значительных массивов информации, в том числе библиотек стартовало в начале 60-х годов прошлого века. В качестве примера здесь можно говорить о Библиотеке Конгресса США в формате MARC (Machine-Readable Cataloging) для разработки и дальнейшего создания распознаваемых каталогов. Применение этого формата представления данных открыло путь библиотек к каталогам, что значительно сократило их денежные расходы.

— Насколько успешными стали решения общих вопросов «цифровизации» в России с переводом на электронные носители литературы, хранящейся в библиотечных фондах?

— В нашей стране первые электронные библиотеки появились в 1993 г. как составляющие экспериментальную корпоративную сеть «LIBNET» (англ. сокр. «Library Network» — библиотечная сеть или Либнет), объединившую шесть крупных московских библиотек. Далее развитие продолжилось в проектах «Российские библиотеки в Интернет» Министерства культуры во второй половине 1990-х годов – начале 2000-х. Следует также сказать, что с начала XXI века наше государство не оставляет без внимания это направление. В этот период объявлялись конкурсы проектов электронных библиотек, реализовывались программы по их совершенствованию, библиотеки создавали свои собственные электронные библиотеки, и их корпоративные объединения. И эта работа не останавливается и продолжается в настоящее время. О важности этого направления свидетельствует принятая и действующая нормативно-правовая база, в том числе и соответствующий государственный стандарт ГОСТ Р 7.0.96-2016 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. Основные виды. Структура. Технология формирования».

В соответствии с указанным национальным стандартом электронная библиотека представляет собой информационную систему с целями организации и хранения фонда электронных объектов, обеспечения доступа к ним с помощью единых (стандартных) средств навигации и поиска. В стандарте также приведена классификация электронных библиотек: по способу создания – генерируемая, агрегируемая и смешанная; по способу организации – самостоятельная и встроенная; по типу доступа – открытые, ограниченные и условно-открытые; по статусу – международная, национальная, территориальная (региональная), корпоративная, общественная и частная.

Также можно выделить библиотеки по типу предоставляемой информации –художественной, научной, образовательной информации, и т.д.

— Можно ли по степени востребованности информация в цифровом виде судить о возрастающей роли библиотечной системы в образовании?

— На мой взгляд, очень интересны электронные образовательные ресурсы, которые представляют собой не только библиотеку, как совокупность учебных пособий, монографий и практикумов, но и целые курсы по направлениям обучения. Такие электронные ресурсы предоставляют возможность преподавателям работать с полноценными комплексами учебных материалов лекций, тестов и заданий для проведения экзаменов. Образовательные электронные площадки проводят обучение молодых преподавателей, дают возможность повысить квалификацию, участвовать в вебинарах, дискуссиях и конференциях. Для студентов имеется возможность не только пользоваться учебниками, но также пройти обучение на дополнительных курсах, проверить свои знания по направлениям обучения.

С дальнейшим развитием научно-технического прогресса и ростом компьютерной грамотности основные потоки информации будут проходить в электронном виде. И традиционные библиотеки теряют роль главного звена при поиске информации, т.е. перестают удовлетворять запросы общества. Будущее библиотеки как проводника в мире информации связано с возможностью доступа своих читателей к массивам информации и консультированием, а также наличием собственных ресурсов и хорошо отлаженной связи пользователей посредством всемирной паутины.

— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать современный библиотекарь? Электронные библиотеки — это место хранения знаний или сфера оказания услуг?

— Обновленная современная библиотека предусматривает совершенно новые формы и методы своей деятельности. К таковым можно отнести автоматизацию происходящих библиотечных процессов и минимальное вмешательство в этот процесс работника библиотеки. И тут на первый план выходит вопрос квалификации библиотекарей, предусматривающей наличие знаний в информационном обеспечении, операционных системах, программных средствах, форматов записи данных, способов предоставления информации. То есть на первый план в работе библиотекаря выходят технические знания и умения, но библиотекарь по-прежнему остается посредником между пользователем информации и информацией, или средством её получения.

У современного библиотекаря появляются и совершенно новые обязанности – составление условий пользования, проведение курсов по компьютерной грамотности для самых разных категорий пользователей, внедрение новых технологий, обеспечивающих связь с разными издательствами, центрами новых информационных технологий. Ну, и, конечно, нужно сказать о формах сотрудничества в объединениях по самым разным признакам – техническим, профессиональным, региональным и национальным. Появление новых умений в работе современного библиотекаря не исключает необходимость знать и применять традиционные способы и методы своей деятельности на случай неожиданных ситуаций.

Современный этап развития компьютерных технологий позволяет компактно хранить значительные массивы информации в сжатом виде, а также предоставлять более широкому кругу потребителей в сравнении с традиционной печатной формой. Современные библиотечные системы дают возможность быстрого поиска и доступа к необходимой информации, к другим изданиям, библиотекам и ресурсам. И с каждым периодом своего развития такие электронные библиотеки улучшают качество обслуживания и увеличивают перечень услуг, оказываемых своим пользователям. Без сомнения, что такие электронные ресурсы имеют значительные перспективы развития и совершенствования, что будет благоприятствовать развитию культуры, науки и техники.

— Благодарю Вас за интересный рассказ. По итогам нашего общения сложилось мнение, что профессия  современного библиотекаря звучи гордо…

Вопросы подготовил

Владимир Сипетин