Мнение экспертов. Ранняя профориентация

Как выявить у ребенка интерес к изобретательству и техническому творчеству.

 Чужие дети взрослеют быстрее, чем свои.

Все дети талантливы изначально. Одни дети свои таланты развивают с помощью взрослых: родители, родственники, воспитатели в детских садах. Так и с помощью других наставников, которые занимаются развитием детей с раннего возраста. А некоторые дети познают мир самостоятельно. Они подвижны. Им все интересно. Трогают ручонками, пробуют на зуб, лазают везде, в том числе туда, куда другие дети не всегда могут самостоятельно взобраться. И тогда ребенок может, допустим, упасть со стула и не дотянуться до верхнего ящика кухонного стола – там столько разных вещичек интересных. Опасных и не очень. В общем, за таким ребенком нужен глаз да глаз.
Так происходит познание окружающего мира. Одним детям можно попытаться объяснить, что в ящике кухонного стола могут быть опасные вещи: колющие и режущие предметы и возможно это он поймет, а другой должен самостоятельно в этом убедиться.
Чужие дети взрослеют быстрее, чем свои. От части, такое представление о взрослении детей образуется в силу того, что мы знаем, сколько сил и времени вкладываем в своего ребенка и видим, как он постепенно развивается и нам понятно, что повзрослевший на год ребенок будет для нас не менее опекаемым, чем год или два назад. А вот какие силы в воспитание сверстников своего ребенка вкладывают другие родители, мы не знаем. И если родители своего ребенка могут позволить отдать, в раннем возрасте изучать иностранные языки, например, то у такого ребенка будет другая самооценка и как вариант отличия в поведенческой мотивации таких детишек заметны окружающим. Вот тогда и возникает ощущение, что чужие дети взрослеют быстрее.
Однако когда вопрос касается технического творчества задумываешься: кем может стать ребенок, играющий техническим игрушками, конструкторами, автомобилями или тракторами? Например, станет шофером, трактористом, инженером или изобретателем, а может быть освоит, повзрослев, другие технические профессии.
В большинстве случаев так оно и происходит. Даже девочки, порой, играющие на детских площадках с подвижными (механическими и электрическими) игрушками, повзрослев, выбирают технические профессии.
Мы обратились к экспертам журнала с просьбой помочь разобраться с вопросом: возможно ли «вычислить» изобретателей и потенциальных конструкторов в детстве, будущих «сухих» (самолетостроение), «туполевых» (самолетостроение), «бериевых» (самолетостроение), «калашниковых» (автоматическое вооружение), «милей» (вертолетостроение) — перечень направлений и родоначальников конструкторских идей можно продолжать долго из числа советских и российских изобретателей – в раннем детстве. Ведь по воспоминаниям родоначальников вышеназванных технических школ в авиации они творили и создавали модели летательных аппаратов с детства. Тот же Бериев был одержим идеей, чтобы создать лодку, которая могла бы летать. У него получилось.

Воспитатель Эмилия Петухова считает, что дети в любом возрасте «великие выдумщики и подражатели»
Первым нашим собеседником стала Эмилия Евгеньевна Петухова, воспитатель Детского сада при СОШ №42 поселка Богандинский Тюменского района. Она нам оказалась интересной в силу того, что становилась лауреатам конкурса АНО «НАРК» (Национальное Агентство Развития Квалификации), несколько лет была аккредитована в качестве эксперта по вопросам ранней профориентации на мероприятиях Общественного Совета при департаменте труда и занятости населения Тюменской области и самое важное, она занимается воспитанием детей с ясельной группы до выпуска ребенка из детского садика
Во время беседы, Эмилия Евгеньевна заметила, что дети в любом возрасте «великие выдумщики и подражатели». За более чем  20–ти летний срок работы в детском саду через нее прошло столько деток, что первые ее воспитанники сами стали мамами и приводят своих детей в детский сад, куда ранее сами ходили «воспитываться».
— Сказать, что в ясельной группе много детей с техническим мышлением нельзя. Однако желание подражать появляется. Например, Ванечка в свои полтора года, посмотрев мультфильм «о разговаривающих самолетиках» взял в кулачек два карандаша (крест-накрест), которыми он только что раскрашивал контур рисунка и начал изображать полет самолетика с жужжанием пропеллера.

Может ли быть мой рассказ ответом на ваш вопрос — я не знаю, но то, что детишки стараются быть похожими на взрослых — это точно. Девочки порой воспроизводят ужимки и особенности присущие своим мамам. Порой я сама замечаю, что кто-то из девочек старается походить на меня. В любом случае воспитатель должен быть мудрым по отношению к детям. Отдавать душу и свое сердце детям, но и подсказывать, когда у маленького «почемучки» возникают вопросы, общаться как со взрослым.
Другой пример в памяти воспитателя возник из прошлого образовательного цикла. Девочка Ксения начала создавать в свои полтора года из «лего» фигурки животных, а с переходом в более старшую группу — строила уже «космические города».
— Мальчик Миша — создатель плоских фигур, — рассказывает Эмилия Евгеньевна, — обычно во время занятия я раздаю детишкам нарезанные полоски бумаги, чтобы дети изобразили самое интересное, что дети успели увидеть или то, что с ними произошло. Кто-то из детей пытается изобразить животных: кошек и собак, а кто-то птичек или свой дом.


— У Миши за время занятий вырастает космический город, – продолжает свой рассказ Эмилия Евгеньевна, — для меня этот пример самый удивительный. Миша на мою просьбу рассказать о предназначении башенок и строений, различных площадок подробно может рассказать о самом городе и функционале каждого изображенного на плоскости здания. Задатки технического мышления в нем присутствует. Предполагаю, что Миша может быть в будущем строитель.
В ходе беседы мы пришли к выводу, что в таком возрасте выявить наличие изобретательских навыков у детей маловероятно. Пожалуй, самым важным может оказаться, наличие или отсутствие технического мышления.
И Эмилия Евгеньевна привела пример, когда в один из годов перед наступающей Новогодней елкой решили украсить елочку на улице в детском саду. Предложила детям сделать собственными руками украшение. Украшение должно быть не бьющимся и красивым. Коля принес самолетик, сделанный из обыкновенных бельевых прищепок, раскрашенный в цветовую гамму самолётиков из мультфильмов для детей – яркая и веселая получилась игрушка.


— Безусловно, — подытожила наш разговор Эмилия Евгеньевна, — такое творчество сложно отнести к изобретательству, но то, что самолетик можно отнести к варианту детского моделирования — реальный факт.
Беседовал
Владимир Сипетин